Вопрос-ответ. Как предотвратить перестановку местоимений у ребенка с аутизмом?
Рекомендации логопеда по профилактике неправильного употребления местоимений
Источник: Autism Asperger’s Digest | November/December 2012
Что такое перестановка местоимений?
Перестановка местоимений – это особенность языка, которая очень часто встречается у детей с расстройствами аутистического спектра. Эти дети говорят о себе «он», «она», «ты» или называют собственное имя. Перестановка местоимений тесно связано с таким явлением, как эхолалия. (Также смотрите статью: «Что такое эхолалия и почему она важна?»).
Поскольку дети с РАС часто используют эхолаличную речь, то они называют себя, повторяя то, что они слышат от других людей. Именно поэтому они неправильно употребляют местоимения. В результате мы слышим следующее:
«Ты голоден, Сэм?» (вопрос взрослого)
«Ты голоден, Сэм» или «Сэм голоден» (возможные ответы ребенка)
Типичное употребление местоимений
Чтобы понять перестановку местоимений, важно осознать, как употребление местоимений развивается у типичных детей. Ведь чтобы понять детей, чьи навыки отличаются от общепринятых, нужно сначала обновить наши знания о норме.
Согласно доктору Луису Россетти (1990), дети называют себя по имени в возрасте от 21 до 24 месяцев, в этом же возрасте появляются ранние личные местоимения (мое, мне). К возрасту от 27 до 30 месяцев ребенок начинает постоянно употреблять личные местоимения, правильно употребляя «я», «мне» и «мое». В целом, исследования показывают, что типичные дети начинают понимать употребление местоимений к возрасту от 22 до 28 месяцев. На этой стадии дети часто обозначают свое право на предметы, еду и напитки, говоря слово «мое». Также они способны назвать свое отражение в зеркале словом «я».
Даже при типичном развитии совсем маленькие дети путают местоимения во время этого периода развития речи. В конце концов, местоимения связаны с очень сложными грамматическими правилами, которые трудно усвоить и еще труднее им обучать: я, мне, ты, он, ему, она, ей, они, им, мы и нам. Большинство детей получают информацию об этих правилах по мере взросления и контакта с родным языком, однако у детей в спектре аутизма не получается впитать их так же естественно.
Как дети с аутизмом употребляют местоимения?
Маленькие дети с РАС и другими особенностями развития часто не пользуются местоимениями. Они говорят о себе в третьем лице, например, «Кэти хочет молоко» или «у Джоуи есть мяч». С другой стороны, ребенок может никак не обозначать другого человека вербально, вместо этого он может тянуть взрослого за руку, мычать или поворачивать голову в его сторону.
Если местоимения и употребляются, то часто они являются эхом того, что говорит взрослый:
«Ты хочешь печенье?» (вопрос взрослого)
«Ты хочешь печенье?» или «Ты хочет печенье» (ответ ребенка, обозначающий, что да, ребенок хочет печенье)
Предотвращение перестановки местоимений
Я использую следующий процесс в качестве профилактики возможной перестановки местоимений, когда я работаю с маленькими невербальными детьми с аутизмом. Когда я употребляю местоимения во время собственной экспрессивной речи с детьми, я повторяю эти же фразы, заменяя местоимения существительными. Так ребенок учится разным формам обозначения одного и того же человека. Я делаю это во время отработки действий по очереди во время терапии, и я обучаю родителей использовать такую же технику в повседневной жизни. Вот так она выглядит на практике:
Строительство с помощью кубиков. Во время каждого занятия, где нужно что-то делать по очереди, я (Кэти) стучу ладонью по груди, чтобы обозначить свою очередь, или беру руку ребенка (Сьюзи) и стучу ладонью по ее груди. (Правильные существительные [имена] и местоимения я, мне, мое, ты, твое меняются местами).
Кэти: «Твоя очередь класть первый кубик на стол».
Кэти: «Теперь очередь мисс Кэти».
Кэти: «Сьюзи следующая».
Кэти: «Моя очередь».
Кэти: «Ты можешь положить синий кубик на вершину».
Кэти: «Твоя очередь».
Чтение вслух. Если речь идет о маленьких детях, то чтение книг с картинками не обязательно должно включать точные слова на страницах. Показывание, называние и переворачивание страниц можно использовать, чтобы употреблять вместе фразу с существительным и местоимением. Моя любимая книга для маленьких детей «Бурый мишка, бурый мишка» Билла Мартина младшего. Это наилучший пример действий по очереди, и в ней есть существительные и местоимения для включения их в словарь ребенка.
Во время каждого действия по очереди Кэти показывает на свою грудь, чтобы обозначить свою очередь, или берет руку Дарина и показывает на его грудь.
Кэти: «Дарин, Дарин, что ты видишь?»
Кэти: «Я вижу мисс Кэти смотрит на меня».
Кэти: «Мисс Кэти, мисс Кэти, что ты видишь?»
Кэти: «Я вижу лампа смотрит на меня». (называет предметы в комнате)
Или можно просто называть животных в книге:
Кэти: «Я вижу бурого мишку».
Кэти: «Дарин показывает на синюю лошадь».
Кэти: «Мисс Кэти нравится желтая утка».
Кэти: «Мы вместе видим детей».
Заключение
Трудно научить ребенка концепциям «я», «мне» и «мое», потому что сложно не запутаться, называя и ребенка, и себя одними и теми же словами. Поэтому я использую технику «ладонь на груди», которую я описала выше, и рекомендую родителям делать то же самое. Более вербальные дети с РАС быстрее это понимают. Повторения одного и того же хороши, но я больше верю в формирование специфических речевых навыков в естественной среде, и это же касается употребления местоимений.
Очевидно, что если ребенок уже переставляет местоимения, то отучить его от этого будет непросто. Будьте настойчивы и последовательны, и научите всех людей, которые общаются с ребенком, пользоваться одной и той же техникой.
Профилактика такой особенности речи как перестановка местоимений – это одна из моих целей при работе с невербальными детьми с аутизмом. Когда невербальные дети начинают говорить, мы надеемся, что перестановка местоимений не будет для них проблемой, так как дети уже неоднократно слышали и наблюдали одновременное использование существительного и заменяющего его местоимения в самых разных ситуациях.