Личный опыт. Крупнейшая компания в Германии активно нанимает аутистов
Представительство Vodafone, крупнейшего международного оператора сотовой связи, в Германии заинтересовано в сотрудниках с аутизмом
Источник: BBC News
Каждое утро Фабиан отправляется в «комплекс» одной из крупнейших компаний. Еще один сотрудник в толпе, которая течет рекой в сверкающие здания корпорации Vodafone, возвышающиеся над Рейном в Дюссельдорфе. Но за его умным и дружелюбным лицом скрываются проблемы, которые он пытается преодолеть вместе со своим работодателем. Фабиан Хофф — аутист.
Он очень умен и прекрасно ладит с последовательностями чисел — важный навык для Vodafone. Однако аутизм означает, что ему непросто поладить с другими людьми.
Для многих символом аутизма остается «Человек дождя», фильм 1988 года, в котором главные роли сыграли Дастин Хоффман и Том Круз. У персонажа Хоффмана есть так называемые «синдром саванта». У него социальные проблемы, он избегает контакта с людьми, но при этом легко запоминает любые последовательности чисел (на картах за игорным столом Лас-Вегаса, например).
Однако «Человек дождя» — это вовсе не типичная картина аутизма. Это голливудский образ крайне редкого состояния, которое встречается лишь у нескольких людей на планете. Аутизм как таковой встречается намного чаще, и не всегда принимает такие крайние формы. По авторитетным оценкам, у 1-2% всего населения есть та или иная форма аутистического расстройства.
Повседневная суматоха
Хофф поясняет, что легко начинает испытывать перегрузку в окружении других людей. Ему трудно сосредоточиться на том, что ему говорит один человек, и игнорировать остальную болтовню в офисе.
«Я получаю очень много входящей информации в течение дня, и к вечеру я уже переполнен», — говорит он, и это приводит к постоянному сильному стрессу.
Ему также сложно понимать язык тела. Он цитирует исследование, которое показало, что лишь 20-30% информации из речи другого человека содержится в самих словах, остальное люди получают из языка тела. «Но я воспринимаю только слова. Мне приходится учиться улавливать эти сигналы и понимать их, иногда получается, а иногда не очень».
Это может привести к недоразумениям, которые могут оказаться фатальными при собеседовании о приеме на работу. «Например, начальник думает, что я ленивый или наглый, потому что я не реагирую так, как он ожидает».
Компания Vodafone была готова работать с этими трудностями ради того, чтобы получить преимущества от найма людей с высокими навыками в отношении чисел и последовательностей (очень ценные навыки для компании, которая имеет дело с компьютерными кодами).
Менеджеры компании прошли обучение по работе с аутистами в качестве своих подчиненных. Один из главных принципов — прямая и четкая коммуникация. Хождение вокруг да около не приведет ни к чему, кроме смятения сотрудника.
Например, если сотрудник опоздал на встречу, начальнику не стоит спрашивать: «Ты на часы смотрел?» Есть вероятность, что тот ответил: «Да, смотрел», и забудет про вопрос. Подобные недоразумения могут привести к напрасным обидам и конфликтам.
Адаптация на рабочем месте
Марк Рукебиер, менеджер в Vodafone, сообщил, что одно из многочисленных преимуществ найма аутистов в том, что это заставило менеджеров осознать, что надо по-разному относиться к людям, чтобы получить от них наилучшие результаты.
«Главное в том, что менеджеры теперь понимают, что они могут напрасно тратить огромный потенциал. Пример с аутичными людьми наиболее яркий, потому что на нем очень просто объяснить эту концепцию менеджерам, и они начинают понимать, почему так важно научиться работать с разными сотрудниками», — говорит он.
В Vodafone у Фабиана Хоффа есть наставник и советник со стороны, к которой он всегда может обратиться, если начнет страдать от чрезмерного напряжения или просто захочет поболтать. Это Клаудиа Гавриш из компании под названием Auticon, которая помогает аутистам в поисках работы.
Auticon помогает корпорации Vodafone в обучении их менеджеров. Как объясняет Клаудиа Гавриш: «Некоторые аутисты — перфекционисты, и из-за своего перфекционизма они могут работать медленнее остальных сотрудников. Но если вы об этом знаете, то можете приспособиться. Это командная работа».
Auticon был основан Дирком Мюллером-Ремусом, узнавшим об аутизме своего сына. Для того чтобы помочь своему сыну, он решил полностью перестроить свою жизнь.
«Мне было очевидно, что у моего сына были серьезные трудности с поиском работы из-за проблем в социальном взаимодействии и коммуникации, — говорит он. — При этом у него были огромные таланты и способности, так что нам с женой пришла такая идея — основать компанию, которая сосредоточится на сильных сторонах этих ребят. Одна из их сильных сторон — это наметанный глаз на детали».
«Настоящая работа»
Auticon часто работает с людьми, у которых диагностирован синдром Аспергера, который в компании называют «легкой формой аутизма». Синдром Аспергера встречается примерно у одного человека из 200, и у таких людей нормальный или высокий уровень интеллекта, но есть серьезные проблемы в общении с другими людьми.
С другой стороны, у них могут быть способности, которые пытается использовать Auticon: наблюдательность, сосредоточенность на задании, фотографическая память, развитое пространственное мышление, преданность и честность.
Эти способности активно ищутся компаниями на рынках с высокой конкуренцией, так что это взаимная выгода для работодателя и сотрудника.
Фабиан Хофф гордится своим вкладом в общее дело: «Раньше у меня никогда не было настоящей работы, а теперь она у меня есть. Я был на обочине общества, практически за его пределами. Необходимо самому зарабатывать, чтобы стать тем, кто сам в ответе за свою жизнь».