04.10.15

Вопрос-ответ. Как выбрать цели терапии при аутизме вместе с родителями?

Вопросы, на которые нужно ответить родителям, до разработки программы обучения ребенка с аутизмом

Источник: Lovaas Institute

 

goals-parents

 

Родители знают своего ребенка лучше всех. Специалисты нуждаются в этом знании, и они должны понять, каков распорядок жизни семьи. Только так можно разработать хорошую программу поведенческой терапии. Составление программы обучения ребенка — это не просто перечисление навыков, которые ребенок должен освоить. Именно такой механистический подход заставляет многих критиков говорить, что поведенческая терапия оторвана от реальной жизни и не функциональна. И эти критики были бы совершенно правы, если бы не многие родители и консультанты, которые с самого начала составляют план терапии, подходящий конкретной семье и конкретному ребенку.

Ниже приводится список очень важных вопросов, на которые родители должны ответить. По нашему опыту, очень полезно, чтобы родители постоянно возвращались к этим вопросам на протяжении всей терапии ребенка. Некоторые вопросы могут оказаться актуальнее других в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных сильных и слабых сторон. Выполнение этого упражнения поможет специалисту разработать поведенческую программу, основанную на действительно «прикладном» поведенческом анализе, потому что в результате ребенок осваивает те навыки, которые нужны для повседневной жизни в его семье.

Как бы вам хотелось, чтобы ребенок проводил свободное время? Каким занятиям для досуга вам бы хотелось его научить?

Факторы, которые следует учесть:

— Какие занятия и игры считаются подходящими для его возраста?

— Что интересует вашего ребенка?

— Как долго будут продолжаться эти занятия в свободное время?

— Какие занятия помогут ребенку быть физически активным?

Какие главные проблемы в коммуникации вам бы хотелось, чтобы ваш ребенок преодолел, чтобы стать счастливее/довольнее?

Примеры из этой области включают:

— Просить предметы или занятия, которые он хочет.

— Попросить, чтобы какое-то событие или занятие прекратилось или не происходило.

— Попросить взрослого о внимании.

Какой выбор вы хотели бы предоставлять ребенку в течение дня? Чему ему нужно научиться, чтобы больше контролировать собственную жизнь?

Примеры случаев, когда ребенок делает собственный выбор, включают:

— Выбор, что он будет есть во время перекуса.

— Выбор одежды во время одевания.

— Выбор, какой мультфильм смотреть.

— Выбор, чем заняться в свободное время, с помощью визуального расписания или календаря.

Что, по вашему мнению, ребенок должен научиться делать самостоятельно, чтобы стать независимее дома и в течение обычного дня?

Возможные примеры независимости ребенка включают:

— Полное приучение к туалету.

— Умение включать/переключать каналы телевизора.

— Умение самостоятельно одеться.

— Умение самостоятельно принять душ или ванну.

— Умение приготовить себе что-нибудь перекусить.

Как ребенок мог бы помогать вам в домашних делах? Каким обязанностям по дому вы хотели бы его научить?

Возможные обязанности включают:

— Накрыть на стол.

— Вытереть стол тряпкой после еды.

— Убрать грязную посуду в раковину.

— Вымыть посуду.

— Сложить одежду на место.

— Застелить постель.

Что бы вы хотели, чтобы ваш ребенок делал для более здорового образа жизни?

Факторы, которые следует учесть:

— Насколько правильно ваш ребенок питается?

— Насколько хороший сон у вашего ребенка?

— Хватает ли ребенку физических упражнений?

Какие поведенческие проблемы вам бы хотелось, чтобы ребенок преодолел?

Факторы, которые следует учесть:

— Как эти виды поведения затрудняют жизнь ребенка или вашей семьи?

— Почему ребенок прибегает к этим видам поведения?

— Есть ли другое, более приемлемое поведение, которое может заменить проблемное?

Чему бы вам хотелось научить ребенка, чтобы он смог посещать общественные места вместе с вашей семьей?

Факторы, которые следует учесть:

— Посещение каких мест наиболее важно для вашей семьи?

— Что затрудняет каждое посещение общественных мест с ребенком?

Чему бы вам хотелось научить ребенка, чтобы он смог больше участвовать в повседневной жизни вашей семьи?

Факторы, которые следует учесть:

— Что на данный момент ваша семья делает каждый день или каждую неделю?

— Что вы можете изменить в рутине вашей семьи, чтобы больше включать вашего ребенка?

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».