Вопрос-ответ. Как увеличить независимость людей с аутизмом с помощью «списка дел»
Описание 3 систем для самоорганизации, которые помогают детям и взрослым людям в спектре аутизма быть самостоятельнее
Будучи взрослыми, мы все должны быть способны выполнять различные задачи самостоятельно, будь это работа, учеба, бытовые дела или досуг. То же относится и к людям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Согласно результатам исследований, «списки дел» (их также называют «рабочими системами») увеличивают время сосредоточенности на задаче, количество самостоятельно выполненных задач и уменьшают количество подсказок, которые нужны детям и взрослым с РАС (Hume &Odom, 2007; Hume et al., 2009).
Кроме того, когда взрослые люди с аутизмом живут и работают в очень структурированной среде («списки дел» – это один из ее аспектов), это в целом увеличивает их независимость, способность работать и качество жизни и уменьшает проблемное поведение, по сравнению со взрослыми, которые живут или работают в менее структурированной среде (Van Bourgondien et al, 2003). «Списки дел» – это один из элементов так называемого структурированного обучения, разработанного в рамках подхода TEACCH (Mesibov et al., 2005; Mesibov & Shea, 2010).
В этой статье объясняется, как организовать списки дел для взрослых людей с аутизмом с разным уровнем когнитивного функционирования в любых условиях.
Что должен включать «список дел»?
Список дел должен сообщать человеку, что нужно сделать (он отличается от визуального расписания, которое сообщает человеку, куда направиться). Все типы списков дел должны давать ответ на 4 следующих вопроса (Mesibov et al.,2005):
– Какую задачу или действие я должен выполнить?
– Какой объем работы (например, сколько задач) нужно выполнить в данный отрезок времени (или как долго продлится работа над этой задачей)?
– Каков мой прогресс выполнения задачи на данный момент, и когда работа будет закончена?
– Что произойдет после того, как вся работа или задача будет выполнена?
Как организовать «список дел»
Решите, какой тип списка дел с наибольшей вероятностью будет эффективен для данного человека. Выберите один из следующих трех типов.
Система «слева направо»
Для людей с серьезными когнитивными ограничениями, в первую очередь, для неговорящих людей, наиболее эффективной системой «списка дел», скорее всего, станет система «слева направо». В рамках этой системы предметы, необходимые для работы или досуга размещаются слева от человека. Он берет предметы слева от себя в последовательности «слева направо» или «с верхней до нижней полки», как показано на примерах ниже. Выполнив отдельную задачу, он кладет предметы справа.
Система сопоставления
Для людей с хорошими навыками сопоставления (это можно проверить, попросив их сопоставить предметы, которые вы будете использовать в системе – если они смогут на 100% правильно сопоставить, то это хороший уровень навыков) наиболее эффективной может быть система сопоставления.
Эта система хорошо подходит людям с навыками сопоставления, у которых есть развитый интерес к чему-то (например, к цифрам, буквам, персонажам мультфильма). В этой системе вы сможете использовать интерес человека, и это повысит его внимание и мотивацию.
Система письменного списка дел
Для людей с более развитыми когнитивными навыками простой письменный список дел, скорее всего, будет наиболее эффективной системой. По мере практики в организации и планировании дел, некоторые из этих людей смогут научиться составлять собственные списки дел. Однако изначально будет более эффективно, если этот список дел будет составлять кто-то еще.
Как обучать человека работе со списком дел
Решите, сколько задач из списка дел человек точно сможет выполнить за один подход. Первоначально это будет догадка, основанная на вашем знании человека и окружающей обстановки. Например, если раньше у человека были трудности с выполнением любого задания полностью самостоятельно, то лучше начните со списка только из одного-двух пунктов.
Решите, каким образом человек сможет наблюдать за прогрессом своей работы. Например, он может вычеркивать пункты из списка или перекладывать материалы в коробку «сделано».
Решите, как вы сообщите человеку визуально, что он выполнил свои задачи. Например, вы можете добавить отдельный символ или слово, которое сообщает об этом. Это может быть что-то из визуального расписания человека. Например, это может быть предмет или картинка, которые сообщают человеку, что теперь он может пойти на перерыв, или это может быть просто напоминание проверить свое визуальное расписание.
Проследите, что после выполнения всего списка дел человека ждет занятие, которое ему нравится. Это поможет мотивировать человека пользоваться списком и выполнять необходимые задачи.
Учите человека пользоваться системой. Подсказывайте человеку, стоя позади него. Используйте только невербальные подсказки (указывайте на визуальную поддержку, постукивайте по нужным материалам, в случае необходимости используйте помощь «рука на руке»). Старайтесь сводить подсказки к минимуму и использовать наименьшую подсказку из возможных. Как можно скорее уменьшайте подсказки, иначе есть риск, что у человека сформируется чрезмерная зависимость от подсказок. Не подсказывайте с помощью слов, в противном случае, человек может не использовать систему без ваших устных инструкций (Hume, 2004). Точно так же не садитесь рядом с человеком, поскольку человек может решить, что вы будете ему помогать. Вместо этого стойте позади него и вмешивайтесь, только если подсказка необходима.
Отслеживайте прогресс и реакции человека. Это можно делать неформально, просто наблюдая за его действиями. Однако намного эффективнее вести записи того, какие типы задач были успешно выполнены, что вызвало трудности и что надо учесть в окружающей среде (например, что отвлекало человека).
Вносите изменения по мере необходимости. Например, если ваши наблюдения указывают на то, что обычно человек выполняет две задачи успешно, но на третьей задаче отвлекается, то можно давать ему только две задачи на один подход (потом человек может уйти на короткий перерыв и вернуться, чтобы выполнить все задачи).
Заключение
«Списки дел» – это эффективный инструмент, который позволяет увеличить независимость людей с аутизмом. Как только человек начинает успешно использовать «список дел» в определенной обстановке, попробуйте расширить его применение в других ситуациях (например, дома, во время учебы, в общественных местах). Обучайте других людей, работающих с человеком, чтобы они понимали, как устроена система и как ее поддерживать. Поддерживайте людей с более высоким уровнем навыков, чтобы они начинали создавать собственные системы для различных ситуаций. Таким образом «список дел» может помочь человеку с аутизмом обобщить навыки для разных условий и развивать свой потенциал для независимой жизни.
Ссылки:
Hume,K. (2004). “I can do it myself!” Using work systems to build independence in students with autism spectrum disorders. The Reporter, 10(1), 4-6, 16.
Hume, K. & Odom, S. (2007). Effects of an individual work system on the independent functioning of students with autism. Journal of Autism and DevelopmentalDisorders, 37, 1166-1180.
Hume,K., Loftin, R. & Lantz, J. (2009).Increasing independence in autism spectrum disorders: A review of three focused interventions. Journal of Autism and Developmental Disorders, 39, 1329-1338.
Mayer-Johnson LLC (1981-2005). The Picture Communication Symbols©All Rights Reserved Worldwide.
Mesibov, G.,Shea, V. & Schopler, E. (2005) The TEACCH® Approach to Autism Spectrum Disorders. New York: Plenum Press. Book describing the history of TEACCH® as well as the principles of structured teaching and how these can be applied.
Mesibov, G.B.& Shea, V. (2010). The TEACCH® program in the era of evidence-based practice. of Autism and Developmental Disorders, 40, 570-579.
VanBourgondien, M., Reichle, N. & Schopler, E. (2003). Effects of a model treatment approach on adults with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 33, 131-140.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».