28.10.16

Интервью. Как управление собственным поведением может помочь при аутизме?

Интервью с одним из спикеров II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута», экспертом по прикладному анализу поведения, Ллойдом Петерсоном

Интервью: Елизавета Морозова

 

 

Доктор Ллойд Петерсон получил докторскую степень в области коррекционной педагогики и лидерства в образовании, сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA-D). Основная тема его исследований — наука о поведении и ее практическое применение в школьном образовании. Автор ряда исследований о замещении проблемного поведения на желательное, позитивных изменениях в поведении на уровне школы и обобщении усвоенных навыков. Разработал и/или преподавал 39 университетских курсов в области коррекционного образования и науки о поведении.

Вы автор нескольких исследований об обучении детей с РАС и другими особенностями стратегиям управления собственным поведением. Что это за стратегии и каково их место в прикладном анализе поведения?

Если мы говорим о расстройствах аутистического спектра, они включают в себя очень разные уровни. На одном конце спектра находится синдром Аспергера, когда речевые навыки очень хорошо развиты, но при этом людям с этим синдромом нужно очень много помощи с социальными навыками. Интересно то, что к подростковому возрасту, к 14-15 годам, эти люди обычно осознают, что они чем-то отличаются от других, и очень часто они сами к вам обращаются и просят помочь им улучшить социальные навыки. Я говорю об этом, потому что социальные навыки — это типичная цель для использования методов управления собственным поведением в этой группе.

На другом конце спектра находятся люди, у которых может полностью отсутствовать речь, у них может не быть никаких развитых навыков просьб или называния, возможно, они просто показывают на то, что им нужно. Это два крайних уровня.

Стратегии управления собственным поведением очень хорошо работают для тех, кто хотя бы частично овладел навыками коммуникации, возможно, с помощью обмена изображениями, хотя бы только для выражения просьбы, но эти стратегии могут применяться именно с этого момента.

Когда мы используем управление собственным поведением, его основное преимущество в том, что человек начинает осознавать собственное поведение. Когда мы впервые вводим эту стратегию, человек может просто отмечать в листе наблюдения, было у него определенное поведение или нет, возможно, каждую минуту или каждые полминуты, в зависимости от того, что это за поведение, а может быть и каждые 15 минут. Затем мы сможем продлить этот промежуток времени с 15 минут до часа.

Когда я использую этот метод, я прошу педагога или кого-то из родителей также заполнять такой лист наблюдения. Так что у меня есть две графы. Когда через определенный промежуток времени срабатывает таймер, ребенок и взрослый отмечают, выполнял ли он поведенческую цель в данный промежуток, например, цель по социальным навыкам, в течение последних пяти минут. И ребенок может оценить свое поведение, например, по шкале от 1 до 5. И ребенок анализирует свое поведение и говорит: «Мне кажется, я сделал все», и тогда он ставит себе 5.

А педагог, который ведет второй лист, тоже оценивает поведение в указанный период времени. И в ходе этой программы ребенок набирает «баллы», чтобы получить какое-то поощрение. Но он получает баллы не только за отметки педагога, он получает их в случае совпадения своей оценки и оценки взрослого. То есть он получает бонусы за правильную оценку собственного поведения.

И что у нас получается. Если ребенок оценил свое поведение выше или ниже, чем педагог, он получает баллы в соответствии с отметкой учителя. Давайте представим, что за один промежуток времени по шкале от 1 до 5 оценивается выполнение 5 поведенческих целей. Если все было идеально, то вы ставите 5 баллов. Если вы думаете, что пропустили одну цель, то ставите себе 4, если пропустили две цели, то ставите себе 3. И допустим ребенок ставит себе 5 баллов, а педагог говорит: «Согласен, у меня тоже 5». Тогда ребенок получает 5 баллов плюс 1 бонусный балл за совпадение оценки. А если ребенок отмечает 5, а учитель говорит: «Да нет, было только 4». Тогда ребенок получит только 4 балла. Таким образом, ребенку выгодно поставить себе такую же оценку, что и педагог.

Чего мы этим добиваемся? Того, что теперь ребенок начинает понимать, как другие люди воспринимают его поведение. Именно этого мы пытаемся добиться с помощью управления своим поведением и отметок взрослого. Мы учим детей осознавать собственное поведение и понимать, как его воспринимают другие люди. И это самое главное в управлении собственным поведением, поэтому я всегда или практически всегда использую стратегию совпадений по двум листам наблюдения.

Каким образом можно использовать такую стратегию при аутизме? Допустим, мы работаем над умением обращаться с просьбой. И мы можем сказать: «Отлично, в течение последних 5 минут, ты хорошо обращался с просьбой?» Ребенок может ответить: «Да!» И если мы с ним согласны, то он получает баллы.

Конечно, как вы уже могли понять, такие стратегии проще всего использовать с детьми с хорошо развитыми коммуникативными навыками. Но мы можем их адаптировать и упростить для людей с низким уровнем речевых навыков.

Честно говоря, я очень люблю управление собственным поведением. Это необычайно интересно. В своих исследованиях мы обнаружили удивительный факт: когда ребенок оценивает свое поведение, то даже если он будет врать и завышать свои оценки, его поведение все равно начнет улучшаться. Просто потому, что он сосредоточил свое внимание на этом поведении.

То есть, вы говорите, что если просто сосредоточиться на своем поведении, этого может оказаться достаточно, чтобы поведение стало лучше?

Да, это действительно так. Особенно, если есть сравнение с оценкой другого человека. Ведь, что мы на самом деле делаем в этом случае? Это формирование поведения, когда мы подкрепляем приближенные формы целевого поведения. Вы были близки к цели — вы получаете 4 балла, все было идеально — вы получаете 5 баллов плюс бонус за верную оценку своего поведения. Ведь даже если вы получите 3 балла, и учитель тоже отметит 3 балла, то вы получите 4 за счет бонуса. Так что мы занимаемся формированием нужного поведения, именно поэтому эти стратегии работают.

Какие инструменты могут помочь ребенку или подростку в управлении своим поведением?

Я использую «синюю карточку» — мы ее так называем, потому что она печатается на синей бумаге. В начале это может быть карточка с двумя ячейками. В одной ячейке ребенок делает отметку, в другой ячейке отметку делает педагог.

Например, они могут это делать каждые 5 минут или 15 минут. Если каждые 15 минут ребенок набирает высший балл, то можно увеличить интервал до 30 минут. Если ребенок будет успешен, то отметки можно будет ставить каждый час. И теперь ребенок может успешно контролировать свое поведение в течение часа. И в этом случае мы можем начинать работать над обобщением навыка. Теперь ребенку предлагается так же вести себя во время другого урока или занятия, например, с другим педагогом. В этом случае ребенок заполняет две карточки — одну для одного класса и вторую для другого. Потому что вы начинаете работу по этой программе в условиях, где у ребенка будут самые большие шансы на успех.

Когда я работал в средней общеобразовательной школе, то наши дети могли носить эту карточку в семь разных классов. У большинства этих детей были эмоциональные и поведенческие нарушения. Знаете, дети, про которых все учителя и директор расскажут вам, какие они ужасные и как тяжело с ними работать. И во всех семи классах эти дети смогли выполнять все требования учителей. Просто потому, что каждый час они доставали эти карточки и оценивали свое поведение, и получали за это баллы.

У некоторых учеников мы смогли впоследствии постепенно убрать эту программу. Потому что теперь их управление поведением перешло к периодическим «Молодец!», и они больше не нуждались в программе, но первоначально она была им нужна, чтобы сосредоточиться на своем поведении.

И с детьми с аутизмом мы определенно можем применять эти стратегии, особенно с теми, у кого есть развитые коммуникативные навыки.

Можно ли использовать эти стратегии не с детьми, а со взрослыми людьми?

Вне всяких сомнений, эти стратегии используются даже для пожилых людей в домах престарелых. Надо отметить, что на первых порах человеку могут потребоваться подсказки, напоминания о сути программы. Опять же, вы адаптируете эти стратегии для конкретного человека. Кому-то нужно оценивать поведение каждые 5 минут, а кому-то каждый час, но мы всегда стараемся прийти к более продолжительным временным интервалам.

Вы можете привести какие-нибудь примеры целей, для которых может использоваться управление собственным поведением при аутизме?

Основная цель — это всегда независимость. Собственно, разве не к этому должно сводиться все образование, к тому, чтобы мы смогли стать независимыми? Я всегда говорю своим студентам: «Готовьтесь к тому, что вам придется вытереть много поп». Потому что в специальном образовании у меня было много учеников, которые не могли этого делать, так что попы я вытирал регулярно. Но если научить их вытираться самостоятельно, то они станут более независимыми, верно? Значит, их образование выполняет свою основную функцию. Потому что именно этого мы хотим для всех детей — помочь им стать независимыми, полноценными членами общества настолько, насколько это для них возможно.

А без управления своим поведением независимость невозможна. И я, и вы, мы все используем управление своим поведением постоянно. Просто мы научились этому сами по себе, а детей с аутизмом нужно учить этому целенаправленно, нужно учить их осознавать собственное поведение и то, как их поведение влияет на других людей.

Если вернуться к детям с синдромом Аспергера, им тоже не хватает этих навыков, поэтому они, например, могут говорить то, что оскорбительно для других людей. И именно над этим мы будем работать, чтобы они воздерживались от таких фраз. Но это относится к любой форме образования без исключения.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».