17.03.16

Вопрос-ответ. Как уменьшить зависимость от подсказок?

Педагог о том, как избежать распространенной проблемы в обучении детей с аутизмом и помочь им стать более независимыми

Автор: Саша Галлаган / Sasha Hallagan
Источник: The Autism Helper

 

 

Зависимость от подсказок означает, что ученику нужна подсказка для того, чтобы продемонстрировать какой-то навык или сделать что-то, что он уже умеет.

Прежде всего проясним — не все подсказки плохи. Нам всем нужны подсказки. Во время обучения новым навыкам подсказки необходимы, даже нам с вами! Вы бы видели, сколько подсказок мне было нужно на прошлой неделе на новых занятиях по фитнесу, где с потолка свисали огромные эластичные ленты (ужас просто…). Подсказки помогают нам обучать детей новым навыкам. Тем не менее, у нас появляется проблема, если ученик уже освоил навык, но ему все еще нужна подсказка. Это называется зависимостью от подсказок.

Чем плоха зависимость от подсказок? Она плоха, потому что мы не будем рядом с нашими учениками вечно. И родители тоже не будут вечно рядом со своими детьми. Мы хотим, чтобы они могли быть успешными в одиночестве. Мы хотим, чтобы они не нуждались в нас. Я постоянно говорю учителям и тьюторам: «Ваша работа в том, чтобы лишиться работы». В половине случаев эта фраза пугает людей, но это правда. Мы хотим, чтобы наши дети стали настолько, черт возьми, независимыми, чтобы мы им были совершенно не нужны!

Как можно предотвратить или уменьшить зависимость от подсказок?

Вот несколько моих любимых советов, трюков и предупреждений:

Всегда заранее составляйте план по уменьшению подсказок

Еще до начала обучения вам нужно составить план того, как вы будете уменьшать ваши подсказки. Да, мы всегда настолько сосредоточены на приобретении навыков и на том, чтобы наши ученики были успешными, что иногда мы забываем подумать о том, что делать, когда они добьются успеха. Ваша работа не окончена после достижения мастерства в навыке. Иногда она только начинается в этот момент. Теперь ваша задача в том, чтобы избавиться от всех подсказок и добиться независимости ученика. Если вы планируете процесс уменьшения подсказок еще до начала обучения новым навыкам, то вы (1) не забудете об этом и (2) не будете чувствовать, что работа закончена, когда навык освоен. Это, конечно, замечательно, что вы научили ребенка махать рукой и говорить «привет», когда в помещение входит новый человек, но если он делает это, только когда вы приподнимаете его руку и говорите: «Поздоровайся, Джонни», то вам еще работать и работать.

При необходимости используйтесь подсказки от наименьшей к наибольшей

Когда вы используете подсказки во время обучения, начинайте с наименее интенсивных подсказок. Их будет проще всего убрать!

Подсказки от наименьшей к наибольшей следуют в следующем порядке:

Сигнал в естественной среде/Независимость. Всегда есть что-то, что должно сигнализировать вашему ученику, что сейчас подходящее время для нового навыка. Если ученик демонстрирует навык без вашей помощи в ответ на сигнал в окружающей среде, то он может использовать данный навык независимо. Например, для того, чтобы сказать «Привет» только что вошедшему человеку, естественный сигнал — это новый человек, который вошел в помещение.

Визуальная подсказка. Включает изображения и текстовые подсказки. Эти подсказки очень хороши, потому что они не требуют нашего участия, чтобы сработать.

Жестовая подсказка. Указательный жест, контакт глазами, жестикуляции и так далее.

Непрямая вербальная подсказка. Намек, например: «Что ты должен сейчас сделать?»

Прямая вербальная. Ученику напрямую говорят, что делать. Например: «Проверь свое расписание».

Моделирование. Вы показываете ученику, что именно надо делать, когда делаете это сами.

Частичная физическая подсказка. Вы прикасаетесь к ученику или физически двигаете его тело для частичного выполнения нужной реакции. Во время частичной физической подсказки вы можете просто начать нужное действие, например, положить руку ребенка на дверную ручку, а потом дать ему самому открыть дверь.

Полная физическая подсказка. Прикосновение к ученику и перемещение его тела таким образом, чтобы совершить всю реакцию. Вы помогаете ему завершить все задание целиком.

Начинайте с наименее ограничивающих видов подсказок и смотрите, чтобы ваш ученик был успешен. Переходите вниз по данному списку до тех пор, пока ученик не сможет выполнить задачу. Иногда наши ученики удивляют нас, когда оказывается, что им нужно гораздо меньше подсказок, чем мы думали. Если мы будем начинать с наименьших подсказок, мы приблизимся к тому, чтобы ученики в них совсем не нуждались!

Все дело во временной задержке

Мой самый любимый метод уменьшения потребности в подсказках — это запланированная пауза на несколько секунд. Эти 3-4 секунды кажутся пустяком, но они могут сыграть ключевую роль в переходе от зависимости от подсказок к такой желанной независимости. Так что как только появится естественный сигнал для нужного поведения — подождите одну секунду.

Неприятно вам это говорить, но проблема зависимости от подсказок — это ваша вина. Наши дети могут и не нуждаться в нас, но мы все время вмешиваемся с нашей ненужной помощью. Предоставьте ученику возможность ответить самостоятельно, прежде чем бросаться ему помогать. Возможно, он еще сумеет вас удивить! Так что, когда директор неожиданно входит в ваш класс, мысленно сосчитайте до четырех, и только потом подскажите ребенку поздороваться. Вполне возможно, что он скажет «привет» еще на счете до двух!

Вы что думаете, эти визуальные подсказки нужны для красоты?

Да, визуальные расписания в классе выглядят очень симпатично. Мой класс смотрится как плод фантазии специалиста по настольным играм. Но визуальные подсказки — это не настенные украшения и не способ впечатлить администрацию, когда она приходит в класс с официальным визитом. Я трачу государственные деньги на ламинирование не по прихоти. Визуальная поддержка — это подсказка, и это подсказка, которой мой ученик может воспользоваться без меня! Это наименее интенсивные подсказки, которые помогут ученику обойтись в моем классе без меня. И, друзья мои, это делает меня на один шаг ближе к раю без подсказок!

Так что обновите свои визуальные материалы и убедитесь, что ученики начинают пользоваться ими без вашей помощи.

Усиление и формирование реакции!

Я не пытаюсь нагрузить вас теорией АВА, но ключ в том, чтобы предоставлять как можно больше поощрений за любые виды реакции, даже за не полностью правильные. Так что если вы учите ребенка писать свое имя, и он просто взял карандаш — все в порядке! Предоставьте поощрение за то, что он попробовал это сделать! Затем формируйте эту реакцию, чтобы она становилась все больше и больше похожей на правильный ответ. Таким образом, завтра вы уже не берете карандаш, вы проводите линию на бумаге, и только тогда ребенка хвалят. На следующий день вы его хвалите за написание первой буквы имени и так далее. Медленно, но верно вы продвигаетесь к верному ответу!

Так что с завтрашнего дня присмотритесь внимательно. Заметьте, когда вы или ваши коллеги используют чрезмерные подсказки. Определите, не стал ли ребенок слишком зависим от подсказок в тех или иных областях. Часто мы просто этого не замечаем. Все бывают жертвами неосознанных чрезмерных подсказок! Не надо себя за это винить, просто исправьте ситуацию!

Также смотрите:

Как правильно подсказывать ребенку с аутизмом при обучении

Что такое визуальные расписания для ребенка с аутизмом

Как уменьшить помощь тьютора для школьника с аутизмом

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».