Вопрос-ответ. Как уменьшить привередливость в еде у ребенка с аутизмом?
Аутизм часто сопровождается сильной неприязнью к различным продуктам и блюдам, но есть стратегии, позволяющие постепенно разнообразить рацион
Если ваш ребенок с аутизмом — привередливый едок, то вы точно не одиноки. Обзор существующих научных исследований выявил, что дети с аутизмом в пять раз чаще имеют проблемы, связанные с приемом пищи, чем дети без аутизма. К типичным проблемам относятся: отказ есть что-либо, кроме нескольких блюд; ритуалы, связанные с приемом пищи (например, нельзя прикасаться к еде) и скандалы во время еды.
Ученые до сих пор пытаются разобраться, как именно аутизм связан с чрезмерной привередливостью в еде. В настоящий момент ведется научный проект, который тестирует метод по расширению рациона с помощью коррекции причин этой проблемы — тревожности, сниженной гибкости и сенсорных трудностей.
Тем временем, ведущий исследователь в этом проекте — психолог Эмили Кушнер из детской больницы Филадельфии — рекомендует следующие стратегии, которые помогают очень мягко расширить рацион привередливых едоков с аутизмом.
Исключите медицинские проблемы
Если ваш ребенок плотно сжимает рот, когда ему предлагают определенную еду, то, возможно, он просто знает, что от такой еды у него заболит живот. Пищеварительные нарушения не редкость среди детей с аутизмом, многие из которых не в состоянии рассказать о своем физическом дискомфорте. Врач поможет вам определить, есть у ребенка пищеварительные проблемы, и как можно их скорректировать.
Сохраняйте спокойствие
Многим детям нужно немножко попробовать блюдо не меньше десяти раз, прежде чем они согласятся его есть, не поднимая шума. Если у ребенка есть сенсорные проблемы, связанные с аутизмом, то привыкание к новым продуктам может занять еще больше времени. Будьте терпеливы — позволяйте ребенку понемногу изучать и пробовать новые блюда. Если же ребенок продолжает отвергать блюдо, которое он пробовал более десяти раз, то, вероятно, оно ему просто не нравится. Попробуйте предложить ему что-то другое. Главное — не превращайте семейные обеды в поле битвы. Вместо этого попробуйте проявить творческий подход.
Разделите дегустацию новых блюд на несколько шагов
Многие люди с аутизмом боятся пробовать что-то новое. Так что помогайте вашему ребенку постепенно изучать новые блюда с помощью серии маленьких шагов. Первый шаг — просто смотреть на блюдо, которое лежит на столе, второй — потрогать блюдо рукой, третий — понюхать блюдо. Когда ребенок будет готов уже непосредственно попробовать непривычную еду, то для начала попросите его «поцеловать» новый продукт или лизнуть его. Только после этого можно будет откусить кусочек. Иногда очень эффективно смешать новое блюдо с любимой едой ребенка.
Попробуйте изменить текстуру блюда
Аутизм часто связан с повышенной чувствительностью к тем или иным текстурам. Так что помните, что острое неприятие может быть связано с тактильными ощущениями от еды во рту, а не с ее запахом или вкусом. Классический пример — сочащийся сок из свежего помидора. Попробуйте порезать или протереть такие продукты, чтобы сделать текстуру более ровной. В случае с помидором, например, можно сделать из него томатную пасту или мелко порезать как для салата.
Поиграйте с новой едой
Именно так. Игры с новыми продуктами и блюдами позволяют привыкнуть к ним и уменьшают тревожность, связанную с приемом пищи. Попробуйте порисовать с помощью соуса. Сделайте рожицы из овощей на пицце. Возьмите формочки для печенья, чтобы выдавить забавные формы из сэндвичей. Во время таких игр демонстративно пробуйте блюдо на глазах у ребенка, показывая, как оно вам нравится.
Предложите ребенку выбор и контроль
Ваш близкий человек с аутизмом может нуждаться в чувстве контроля над тем, что он или она кладет в свой рот. Нет ничего плохого в том, чтобы не любить некоторые блюда. Постарайтесь расширить семейный рацион и предложите ребенку самому составлять меню, выбирая из различных категорий, которые вы считаете важными для здорового питания. Например, вы можете решить, что за ужином ребенок должен съесть одну порцию овощей и одну порцию еды, богатой белками. Поставьте на стол пять вариантов из каждой категории, и пусть ребенок выберет один овощ и один источник белков. С другой стороны, если вы готовите любимое блюдо ребенка, например, макароны, то попросите ребенок выбрать «секретный ингредиент» для всех членов семьи. Пусть он выберет, что это будет: кукуруза, брокколи или курица?
Будьте осторожны с наградами
Всегда очень важно поощрять и награждать ребенка, если он проявляет гибкость в отношении еды и соглашается пробовать новые блюда. Однако открытый подкуп ребенка с помощью лакомств может вызвать обратный эффект. Ребенок будет есть новую еду, но он не будет наслаждаться ею и не поймет, почему сбалансированное питание важно, а ведь именно это является вашей конечной целью. Пусть десерты и лакомства будут естественным завершением приема пищи, но не надо акцентировать на них внимание, размахивая ими перед носом ребенка словно морковкой, чтобы он съел… морковку.