26.06.20

Вопрос-ответ. Как учить аутичного ребенка игре на музыкальных инструментах

Мама ребенка с аутизмом о том, как учить людей с аутизмом музыке, в том числе, участию в ансамблях и концертах

Автор: Лиза Джо Руди / Lisa Jo Rudy
Источник: Very Well

 

 

Музыка – это специальный интерес многих людей с аутизмом, а музыкальная терапия – это популярный метод помощи детям и взрослым с аутизмом. К сожалению, несмотря на это музыкальные преподаватели крайне редко проходят обучение или имеют опыт работы с людьми в спектре аутизма. В результате, хотя детей с аутизмом могут поощрять взаимодействовать с музыкой, родителям может быть чрезвычайно сложно найти педагога, который согласится систематически учить их игре на инструменте или пению. А найти преподавателя для подростка или взрослого с аутизмом может быть еще сложнее.

Тем не менее, обучение музыке может принести огромную пользу людям с аутизмом. Такое обучение способствует развитию их познавательных и двигательных навыков, а также может стать прекрасным видом досуга и источником радости в жизни человека. Плюс к этому, пение в хоре или игра в музыкальном ансамбле или оркестре может способствовать развитию социальных и коммуникативных навыков, росту уверенности в себе, поиску друзей и обретению самоуважения. Другими словами, обучение музыке того стоит.

Мой сын Том уже много лет учится игре на кларнете и фаготе, последние четыре года он также учится игре на фортепьяно. Все его педагоги были в одной лодке – ни у кого из них раньше не было опыта работы с человеком в спектре аутизма. С течением времени, благодаря терпению всех участников и креативности учителей, Том прошел путь от запихивания игрушек в кларнет и «собачьего вальса» на пианино до игры в джазовом и симфоническом оркестрах и участия в летнем лагере молодежных оркестров.

Полезные советы при обучении людей с аутизмом музыке

Что помогло педагогам Тома добиться успеха? Как и все хорошие учителя, они комбинировали разные техники обучения, проявляли бесконечное терпение, сохраняли чувство юмора и быстро адаптировались. Помимо этого, следующие подходы оказались наиболее эффективными:

– Хорошо работала смесь «мультисенсорных» техник обучения. Например, отбивать ритм ногами, хлопать ритм в ладоши, визуальное отображение длительности нот, даже «танцевать» четверти, половинки и восьмые, двигаясь по классу.

– У детей с аутизмом часто есть идеальный музыкальный слух, так что не мешает проверить, есть ли у ребенка эта необычная способность, и может ли он определить ноту на слух. Многие дети с аутизмом также могут играть на слух. Учителя Тома опирались на его способность играть на слух – он повторял музыкальные фразы, и им не нужно было беспокоится о том, какую ноту он играет.

– В качестве первого шага может быть лучше учиться связывать звук ноты и ее название, а не название ноты и символ на бумаге. Как только ученик выучит название для каждой ноты, ему будет проще перейти к чтению нот.

– При обучении нотным записям незаменимы различные зрительные подсказки и визуальная поддержка, например, карточки с подсказками.

– Отличный подход – выбор произведений на основе интересов ребенка. Наш сын начинал со знакомых мелодий из диснеевского мультфильма «Фантазия» и заставки из мультика «Маленькие Эйнштейны».

– У некоторых людей есть так называемая «синестезия», и для них музыкальные ноты связаны с цветами, формами и так далее. Может быть важно спросить ребенка, какой цвет или форму он представляет, когда слышит определенную ноту. Наш сын воспринимает ноты как цвета радуги – «до» красного цвета, «ре» оранжевого и так далее.

Очень важно, чтобы учителя знали, что дети с аутизмом, даже дети, которые совсем или почти не говорят, могут обладать значительными музыкальными способностями. Более того, большинство детей с аутизмом мало боятся публичных выступлений – «страх сцены» у них может вообще отсутствовать как таковой. Так что педагогам стоит сразу думать о подготовке учеников к публичным выступлениям. Однако в случае детей с аутизмом это не только практика в исполнении музыкальных произведений, но и подготовка к самому процессу выступления – ждать своей очереди, выйти на сцену, исполнить произведение, вовремя и правильно покинуть сцену.

Подготовка человека с аутизмом к участию в концерте

Если ребенок с аутизмом собирается участвовать в каком-то оркестре, хоре или ансамбле, заблаговременная подготовка крайне важна. Игра в ансамбле предсказуема и основана на многократных повторениях – это прекрасные условия для людей с аутизмом, и это позволяет им работать с другими людьми, сводя стресс от взаимодействия с ними к минимуму. С другой стороны, это требует развитых навыков исполнения и способности сохранять тишину, когда другие поют или играют. Кроме того, детские и молодежные группы и оркестры – это большие и очень шумные сборища, а освещение на сцене может быть слишком ярким. Существует высокий риск возникновения сенсорных проблем.

Вот несколько рекомендаций о том, как можно подготовить аутичного музыканта к совместному выступлению:

– Людям с аутизмом сложно следовать устным инструкциям, вроде «Хорошо, а теперь вернемся к странице 54, начинаем с шестого такта». Концертмейстер, помощник, тьютор или помогающий сверстник может сидеть рядом с учеником в спектре аутизма и помогать ему определить нужную страницу и такт. В зависимости от потребностей аутичного человека, этот помощник или сверстник также может помогать ему определить, где ему сесть, и когда и как нужно выйти на сцену или покинуть ее.

– Убедитесь, что ученик понимает, когда и как долго будут длиться паузы между фразами. Может быть полезно скрепить нотные листы клейкой лентой и расположить их на одной линии, чтобы ученик практиковался со всеми нотными листами перед глазами.

– Отдельно потренируйтесь с аутичным музыкантом в том, как подняться на сцену, как играть на сцене, как покинуть сцену. Если нужно будет переставлять пюпитры или другое оборудование, убедитесь, что он потренировался в этих действиях тоже. Убедитесь, что он также привык к тому освещению, которое будет во время концерта.

– Заранее подумайте о том, где будет сидеть аутичный исполнитель в оркестре. Некоторые люди с аутизмом чувствительны к определенным звукам, так что, например, посадить ребенка с аутизмом рядом с тарелками может быть плохим выбором!

Главное: хотя аутизм может мешать реализации музыкальных способностей ребенка, он также может УЛУЧШИТЬ сами эти способности. Проблемы, с которыми сталкиваются люди с аутизмом обычно связаны не с игрой на инструменте как таковой, а со способностью читать и понимать нотные записи, справляться с сенсорными проблемами и тому подобным. Люди с аутизмом могут гораздо дольше учиться базовым основам – нотным записям, ритму и так далее. Однако очень часто терпение и упорство педагога в самом начале сторицей окупаются в дальнейшем.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»