Вопрос-ответ. Как учить ребенка с аутизмом быть осторожным с незнакомцами?
Поведенческие аналитики об опыте обучения аутичных детей правилам безопасности с незнакомыми людьми
Личная безопасность может быть огромной проблемой при воспитании ребенка с аутизмом. Активное обучение тому, кого считать незнакомцами и как вести себя с ними, повышает безопасность вашего ребенка и помогает вам быть спокойнее. Ниже приводятся вопросы и ответы по вопросам безопасности с незнакомыми людьми из обсуждения в группе электронной почты.
Вопрос 1
У меня есть 11-летний клиент, который учится в пятом классе общеобразовательной школы. Он не боится незнакомых людей и охотно говорит со всеми и следует за незнакомыми взрослыми. У кого-нибудь есть идеи, как научить его определять незнакомцев в повседневных ситуациях и правильно вести себя с ними?
Вопрос 2
Мне нужны свежие идеи о том, как учить безопасности с незнакомцами. У меня есть пятилетняя клиентка, которая успешно распознает незнакомых людей в домашней обстановке (когда незнакомец стучит в дверь), но это знание не обобщается вне дома. Сейчас она начинает разговаривать с любыми незнакомыми людьми (в том числе взрослыми мужчинами), и ее мать беспокоится, что она может рассказывать личную информацию.
Ответ 1
Вы можете начать с сортировки фотографий незнакомых и знакомых людей, или, если это слишком просто, называть по фотографии «незнакомых», «друзей» и «членов семьи». После этого вы сможете учить ребенка общим правилам, которые соответствуют его уровню развития, например, «ты не разговариваешь с незнакомцами». Я также рекомендую поискать видео и другие материалы по правилам безопасности для детей в библиотеке. Наиболее эффективный метод обучения должен соответствовать стилю обучения ребенка, но можно надеяться, что это хорошая отправная точка!
Ответ 2
Помимо сортировки фотографий незнакомцев и друзей, у меня есть опыт распечатки крупных фотографий незнакомых и знакомых людей, которые затем прикрепляются на палочки для мороженого, и их можно держать у своего лица как маску и проигрывать с ребенком, что можно, а чего нельзя говорить этому или тому человеку. Также я обычно учу общему правилу «спросить маму» или «спросить учителя», прежде чем говорить что-либо незнакомцу, подходить к незнакомцу или идти за незнакомцем. То же правило мы применяли к звонкам в дверь и так далее. Если мы учим ребенка «сначала спроси маму» перед ЛЮБЫМ действием, то мы значительно облегчаем ему задачу, так как ему не нужно различать многообразные социальные ситуации. Главное — проигрывание по ролям! Это можно делать вне дома, в магазинах, в парке и так далее.
Ответ 3
Мы научили ребенка сортировать фотографии разных людей по категориям. Затем мы проигрывали по ролям различные сценарии и учили его, что делать в различных ситуациях (например, в магазине можно говорить с продавцами, но нельзя говорить с незнакомцами). Затем мы водили его в разные общественные места, чтобы он смог обобщить понятие «незнакомец» (например, мы просили его определить, кем является человек, стоящий вдалеке). После этого, мы проверили его навыки в реальной ситуации. Мы отвели ребенка в магазин игрушек, отошли от него, а затем к нему подходил «незнакомец», который на самом деле был другом друга семьи, но ребенок его не знал. И эта проверка показала, что вся наша упорная работа полностью себя оправдала.
Ответ 4
У меня есть десятилетний клиент, который вел себя импульсивно с незнакомцами и другими людьми в общественных местах. Мы работали с этой проблемой с помощью программы «социальных навыков». Работа проходила в форме игры, в которой сценарий создавался с помощью различных карточек «Кто», «Что» и «Где». Клиент и инструктор работали вместе, чтобы получить правильный и неверный ответ, а затем разыгрывали правильное поведение. По возможности мы старались работать и воссоздавать сценарии из реальной жизни, которые уже происходили с клиентом, а родители охотно предлагали нам новые идеи. Что еще важно учесть: нам пришлось отдельно работать над тем, как вести себя с представителями правопорядка (полицейскими, регулировщиками движения и так далее), так как у клиента произошло чрезмерное обобщение, и он начал включать этих людей в понятие «незнакомцы».
Ответ 5
Я учил ребенка безопасности с незнакомцами с помощью сортировки изображений знакомых (друзей и членов семьи) и незнакомых людей. Как только этот шаг был пройден, мы объединяли каждую группу с правилами поведения (например, кого можно обнять, кто может предложить сладость, кому надо сказать здравствуйте, кому можно сказать, где ты живешь, т и так далее). Для этого мы сортировали действия (карточки со словами) по группам «друзья» и «незнакомцы». Затем мы практиковались, показывая ребенку фотографию знакомого или незнакомого человека, и спрашивали: «Ты можешь его обнять?» Мы также учили ребенка, чего нельзя делать (взять конфету, сообщить номер телефона и так далее), не спросив сначала маму. Для тестирования усвоения навыка мы воссоздавали несколько ситуаций в общественных местах. Например, его мама попросила друга (которого ребенок никогда не видел) прийти в парк, когда они там гуляли. В парке друг матери подходил к ребенку и пытался угостить его конфетами.
Ответ 6
Я обучал правилам общения с «приемлемыми» незнакомцами (с которыми можно разговаривать) и «неприемлемыми» незнакомцами (с которыми нельзя разговаривать). Вы с родителями ребенка можете определить, кто войдет в первую и вторую группу. Например, можно говорить с людьми в форме (полицейскими, врачами, пожарными и так далее). Также это могут быть сотрудники магазинов, в которые семья часто ходит. Как правило, это люди при исполнении служебных обязанностей, которых можно определить по одежде или бейджам (например, сотрудники магазина носят красные рубашки и бейджи с именами). Остальные незнакомцы включают посторонних людей на парковках, в очередях, парке и так далее.
Вы можете обучать ребенка распознавать группу незнакомых людей с помощью социальных историй, сортировки, ролевых игр и так далее. Есть много способов, выбор которых зависит от сильных сторон конкретного ребенка. Мы тестировали успешность обучения, когда незнакомые инструкторы изображали «неприемлемых незнакомцев» в различных ситуациях. Когда мы удостоверились, что ребенок твердо помнит, с какими незнакомцами можно разговаривать, а с какими нет, мы работали с местными магазинами и пожарным отделением, чтобы отработать навыки в общественных местах.
Если у ребенка развитые социальные навыки, вы также можете учить его, на какие темы можно разговаривать, избегая слишком личной информации. Может быть, она научится вежливому комментированию (например, «У вас красивая кофта»).
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».