21.07.19

Вопрос-ответ. Как учить ребенка профилактике сексуального насилия

Руководство для родителей детей с аутизмом и другими нарушениями развития по методу «Круги и отношения» для профилактики сексуального насилия

 

 

Многие родители беспокоятся о том, как защитить своих детей от сексуального насилия, особенно если у детей есть особенности развития, которые могут сделать их более уязвимыми. Для этого можно использовать такой подход как «Круги и отношения».

Подготовка материалов для обучения

Для того, чтобы учить ребенка правилам безопасности по данному методу, вам понадобятся фотографии вашего ребенка, а также фотографии следующих людей:

– Членов семьи и близких друзей (первый круг).

– Знакомых, приятелей, одноклассников, членов спортивной команды ребенка и т. д. (второй круг).

– Врачей, учителей, полицейских, продавцов из магазина, где вы часто совершаете покупки (третий круг).

– Незнакомцев (четвертый круг).

Для некоторых людей из третьего круга и для всех людей из четвертого круга вы можете взять случайные фотографии из Интернета или из журналов.

Затем, вам нужно подготовить большой лист бумаги или ватмана и нарисовать на нем 5 концентрических кругов. В центре круга напишите слово «Я», там же поместите фотографию ребенка. Пронумеруйте остальные круги от 1 до 4. В качестве дополнительной визуальной подсказки раскрасьте круги разными цветами по образцу, приведенному ниже:

Начало обучения ребенка

Занятия с кругами нужно будет повторять множество раз. Особенно интенсивным должно быть обучение в самом начале, а также каждый раз, когда ребенок ошибается в отношении «прикосновений».

Перед началом занятия можете сказать следующее:

«Давай поговорим про эти круги. Мы начнем с круга Я. Ты находишься здесь, потому что ты самый важный человек в этих кругах. Вокруг Я находятся круги для других людей в твоей жизни. Мы поговорим про других людей и про твои отношения с ними и подумаем над следующим»:

– «Кто находится в каком круге».

– «Какие чувства есть в каждом круге».

– «Как мы прикасаемся к людям из разных кругов».

1. Первый круг – зеленый

«Первый круг – для твоей семьи и близких друзей. Кто твоя семья? Кто твои близкие друзья?»

«Какие чувства мы испытываем к семье и близким друзьям?»

Любовь, доверие, на них можно положиться, нам нравится проводить время вместе.

«Как мы ведем себя с нашей семьей и близкими друзьями?»

Мы делимся с ними личными мыслями и чувствами.

Мы доверяем им.

Мы хотим находиться рядом с ними.

Мы говорим с ними, когда нам грустно.

«Как мы прикасаемся к людям в первом круге?»

Пожимаем руку, держимся за руки, обнимаем, кладем руку на плечо, целуем в щеку.

«Даже если это люди из первого круга, прикасаться друг к другу можно лишь по согласию. Это значит, что оба человека согласны на прикосновения и хотят прикосновений – оба человека должны сказать ДА».

«Давай посмотрим на эти фото. Кто здесь из первого круга? Положи их на первый круг».

2. Второй круг – желтый

«Второй круг для хороших знакомых и для членов той же группы, что и ты (одноклассников, членов той же команды). Кто твои знакомые? Кто твои одноклассники? С кем ты играешь в одной команде?»

«Какие чувства мы испытываем к хорошим знакомым и членам той же группы?»

Симпатия, доверие, нам нравится проводить время вместе, нравится веселиться вместе.

«Как мы ведем себе с хорошими знакомыми и членами той же группы?»

Мы общаемся с ними по-дружески, но мы с ними не друзья.

Мы не рассказываем им личную информацию.

Мы не говорим им про свои личные чувства.

Нам комфортно находиться рядом с ними, но мы с ними не близки.

«Как мы прикасаемся к людям из второго круга?»

Пожимаем руки, «даем пять», ударяемся кулаками.

«Если кто-то из второго круга не хочет пожимать руку, «дать пять» или удариться кулаками, то не надо этого делать.
Помни, все прикосновения всегда должны быть по согласию. Это значит, что люди согласны и хотят этих прикосновений».

«Давай посмотрим на остальные фотографии. Кто здесь из второго круга? Положи их на него».

«Может ли человек из второго круга попасть в первый круг?»

Да. Когда мы узнаем кого-то получше, наши чувства могут измениться, и человек может стать близким другом.

3. Третий круг – оранжевый

«Третий круг для тех, кто помогает нам по своей профессии – врачей, учителей, полицейских, продавцов. Кто твой врач? Кто твой учитель?»

«Какие чувства мы испытываем к людям помогающих профессий?»

Дружелюбие, благодарность за их работу.

«Как мы ведем себя с людьми помогающих профессий?»

Мы ведем себя с ними вежливо и по-дружески, но мы с ними не друзья.

Мы можем делиться личной информацией с врачом, учителем или полицейским.

Мы можем делиться личными чувствами с врачом, учителем или психологом.

Нам может быть комфортно находиться рядом с ними, но мы с ними не близки.

Мы рады, что врачи, учителя и полицейские могут нам помочь.

«Как мы прикасаемся к людям из третьего круга?»

Пожимаем руку, машем рукой.

«Если кто-то из третьего круга не хочет пожимать тебе руку, то не надо это делать. Помни, все прикосновения должны происходить по согласию. Это значит, что оба человека согласились и хотят этого прикосновения».

«Посмотри на оставшиеся фотографии. Кто здесь из третьего круга? Положи их на него».

«Может ли человек из третьего круга попасть в первый или второй круг?»

Да. Когда мы узнаем людей получше, наши чувства могут измениться. [Примечание: Например, если это педагоги, которые работают с ребенком. Нередко можно увидеть, как педагог приобнимает ребенка или кладет руку ему или ей на плечо. Возможно, вы видели, как ребенок пытается обнять кого-то из педагогов. На самом деле нет необходимости вмешиваться и прекращать это – такие прикосновения лишь сообщают ребенку, что его ценят. Конечно, если педагог обнимает ребенка во время их первой встречи – это не уместно, и мы должны вмешаться и попросить не вести себя таким образом. Но с течением времени естественно, если педагог оказывается во втором круге. Некоторые педагоги, которые давно знают ребенка, переходят в первый круг].

4. Четвертый круг – красный

«Давай посмотрим на оставшиеся фотографии. Это люди, которых мы не знаем – это значит, что нас с ними не знакомили те люди, которых мы знаем, и кому мы доверяем. Повсюду мы встречаем людей, которых мы не знаем. Как мы называем людей, которых мы не знаем? Да, незнакомцы. Четвертый круг для незнакомцев».

«В каких местах ты можешь встретить незнакомцев?»

В автобусе, в метро, на улице, в магазине.

«С некоторыми незнакомцами комфортно находиться рядом, но очень важно помнить – мы все равно не должны с ними общаться. Рядом с другими незнакомцами нам может быть неуютно, неприятно. Если это произойдет, тебе нужно как можно скорее уйти от них подальше. Такое случалось с тобой? Когда тебе было очень неуютно рядом с кем-то незнакомым?»
«Как мы ведем себя с незнакомцами?»

Вежливо, но осторожно.

«Почему незнакомцы отличаются от других людей?»

Они могут быть хорошими или плохими, но мы не знаем, какие они.

Некоторые незнакомцы могут предложить подвезти тебя на машине. Нельзя подходить к их машине.

Некоторые незнакомцы могут предложить купить тебе что-то. Нельзя соглашаться, чтобы они что-то тебе покупали.

«Как мы прикасаемся к людям в четвертом круге?»

Мы никак не прикасаемся к ним. Если кто-то, кого ты знаешь и кому доверяешь, знакомит тебя с незнакомым человеком, вы можете пожать друг другу руки (но только если ты этого хочешь).

С незнакомыми людьми нужно говорить вежливо и не грубить, но, если из-за них ты чувствуешь себя неуютно, важно как можно скорее уйти от них и можно быть невежливым.

«Хорошо, давай положим оставшиеся фотографии в четвертый круг».

Для детей, у которых больше трудностей с обучением

Для некоторых детей может быть необходимо разделить обучение на гораздо более маленькие и простые шаги. С ними нужно будет повторять каждый маленький шаг до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит необходимую информацию. Например, вам, возможно, нужно будет выделить отдельное время для обучения тому, как различать людей из разных кругов. Только после того, как ребенок научится различать, кто относится к какому кругу, вы можете переходить к обучению тому, какие прикосновения уместны для какого круга. Вы можете также решить пропустить вопрос «Как мы себя ведем?» для каждого круга. Вот один из возможных способов упростить шаги:

Примечание: Во время подготовки вам нужно будет сделать дополнительные фотографии. Снимите фотографии того, как люди из первого круга ребенка держатся за руки, обнимаются, целуются в щеку и кладут руки друг другу на плечи. Сделайте фотографии того, как люди из второго круга ребенка пожимают руки или «дают пять». Сделайте фотографии того, как люди из третьего круга ребенка пожимают руки или машут рукой. Не используйте эти фотографии до 3 и 4 шага из последовательности ниже.

1. Используйте фотографии членов семьи, чтобы научить ребенка определять только членов семьи. Просите ребенка поместить фотографии членов семьи в первый круг. Никак этот круг не называйте и не описывайте.

2. Перемешайте фотографии членов семьи с другими фотографиями, чтобы проверить, сможет ли он выбрать только членов семьи. Попросите его поместить фотографии членов семьи в первый круг.

3. Используйте новый набор фотографий, чтобы ребенок научился определять, когда члены семьи держатся за руки, обнимаются, целуют друг друга в щеку или кладут руки на плечи. Попросите ребенка поместить эти фотографии в первый круг. Обязательно говорите об этих видах поведения с ребенком.

4. Перемешайте фотографии членов семьи (оба типа фотографий) со всеми остальными фотографиями. Проверьте, что ребенок может выбрать фотографии только членов семьи. Попросите его поместить их в первый круг.

5. Как только ребенок свободно определяет все фотографии членов семьи, повторите шаги 1-4 с фотографиями близких друзей. Затем повторите шаги 1-4 для остальных трех кругов (во время одного занятия изучайте только один круг). Убедитесь, что ребенок правильно размещает фотографии в соответствующих кругах. Когда вы доберетесь до круга незнакомцев, обязательно убедитесь, что ребенок понял, что к незнакомцам совсем нельзя прикасаться.

Для детей, которые могут читать

Если ваш ребенок умеет хорошо читать, то вы можете использовать маленькие надписи вместо фотографий. Используйте одну надпись для одного человека. Надпись можно поместить в соответствующий круг. Для людей из кругов 1 и 2 напишите имена конкретных людей на каждом ярлычке. Для людей из круга 3 напишите имя и/или профессию. Для незнакомцев из круга 4 напишите описание какого-то человека (например, мужчина в машине или женщина с собакой на улице).

Если ребенок умеет читать, можно также использовать фотографии и подписи одновременно. Подумайте о том, как ребенку будет проще запомнить то, чему вы его учите. Если вы думаете, что фотографии могут облегчить ему задачу, то используйте их.

Когда ребенок прикасается к другим людям

Когда ребенок начнет понимать, что у него или нее есть право соглашаться или не соглашаться на чужие прикосновения, вы можете использовать «Круги и отношения» для того, чтобы показать ребенку, что нельзя прикасаться к другим людям без разрешения.

Предположим вы видите, что ваш ребенок прикасается к взрослому или другому ребенку, которому не нравится, что ваш ребенок его трогает. Объясните ребенку, что каждый человек находится в центре своих кругов. Нарисуйте другие круги и поместите того человека, к которому прикасался ребенок, в центр. Определите, к какому кругу другого человека принадлежит ваш ребенок, поместите его фотографию (или напишите его имя) в этот круг. Напомните ребенку, что даже в круге, в котором можно прикасаться, другие люди все равно могут отказаться от прикосновений. «Ты решаешь, кто может к тебе прикасаться, _____ тоже может решать, кто к нему прикасается».

Дополнительная информация для старших подростков

«Иногда люди спрашивают, в каком круге находится парень или девушка, с которыми они встречаются. Они находятся в круге «Я», потому что, когда люди встречаются с девушкой или парнем, они могут прикасаться друг к другу так, как нельзя прикасаться ни в каком другом круге».

«Какие чувства мы можем испытывать к тем, с кем мы встречаемся?»

Симпатию, любовь, доверие, «бабочки в животе», физическое влечение, сексуальное желание, желание проводить время вместе.

«Как мы ведем себя с теми, с кем мы встречаемся?»

Мы делимся с ними личными мыслями и чувствами.

Мы доверяем им.

Мы хотим быть вместе с ними.

Мы говорим с ними, когда мы расстроены.

Мы хотим прикасаться к ним так, как мы не можем прикасаться к людям из других кругов.

«Как мы прикасаемся к тем, с кем мы встречаемся?»

Сидим вплотную друг к другу, держимся за руки, целуемся, обнимаемся.

«Но помни, что любые прикосновения должны происходить по согласию. Это значит, что оба человека согласны и хотят этого прикосновения. Оба человека говорят ДА».

Если у вас есть фотография девушки или парня вашего ребенка, то поместите ее в круг «Я».

Также смотрите:

Как учить ребенка с аутизмом быть осторожным с незнакомцами

Личный опыт: что важно знать о насилии в отношениях

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».