20.10.19

Вопрос-ответ. Как учить детей с аутизмом частям тела?

Поведенческий аналитик о 3 стратегиях для обучения детей с аутизмом тому, как показывать и называть части тела

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com

 

 

Обучение детей тому, как называть и показывать свои части тела – это один из самых важных навыков, которым нужно их научить. Части тела важны как для самых маленьких невербальных детей, так и для детей более старшего возраста, у которых есть какие-то языковые навыки. Благодаря многим годам работы с сотнями детей с аутизмом, я могу выделить 3 наиболее успешные стратегии по обучению детей этому необходимому навыку.

Когда мой сын Лукас был маленьким, и я еще не знала, что у него аутизм, он проходил психологическое тестирование для программы помощи детям с задержкой речевого развития. И в тесте были вопросы о том, может ли он определить и показать по инструкции части своего тела.

Я ошибочно сказала «да», хотя он этого не мог. Во время тестирования его просили потрогать живот или показать, где глаза, но Лукас никак на это не реагировал. Так что они сказали мне: вы говорите, что он может показать части тела, но он этого не делает. Вы можете объяснить, как вы просите его это сделать? И я ответила, что, мол, да, конечно.

Мне нужно петь песенку про Барни, где мы трогаем голову, потом носочки, потом живот, потом нос и дальше по тексту.
Лукас показывал части тела только по подсказке из песенки. Он не понимал, чем «покажи нос» отличается от «покажи живот». Для него это не имело никакого смысла. И я вовсе не пыталась выставить его в лучшем свете. Тогда я сама не знала, как правильно оценить знание частей тела. И вы можете подумать: ну и что здесь такого?

За последние годы я работала с сотнями детей с аутизмом, и я пришла к выводу, что обучение частям тела должно быть одним из первых навыков, которым мы обучаем ребенка с самого начала работы. Названия частей тела часто состоят из одного или двух слогов, их легко произнести, а потому они хорошо подходят для обучения детей новым словам для называния. Во-вторых, если вы учите безречевого ребенка жестам в качестве альтернативной коммуникации, то называние части речи с помощью жеста – это, как правило, простое указание на соответствующую часть тела. Этому проще научить, чем более сложным жестам, а в дальнейшем, это облегчит для ребенка переход от жеста к устному слову.

Итак, вы можете показывать части тела или называть их. Как правило, это простые слова для называния. Но еще одна причина, по которой детей важно обучать частям тела – это необходимо, чтобы ребенок научился сообщать вам о боли. Был период, когда мой сын Лукас страдал от очень сильных головных болей, и он мог показать мне, что у него болит голова. Сейчас ему почти 23 года. Он может сказать, что у него болит голова, хотя он не может описать боль. Он страдает от сильной острой боли, которая начинается сверху головы и опускается вниз. Он не настолько хорошо говорит, чтобы разъяснить это, но, по крайней мере, я знала, что у него есть эта боль, в противном случае, я не смогла бы понять, чем вызвано его проблемное поведение. (Также смотрите: «Как учить ребенка с аутизмом сообщать о боли»).

Теперь я хотела бы рассказать о 3 методах, с которых я обычно начинаю обучение частям тела с теми детьми, которые совсем не показывают части тела по инструкции, не могут обращаться с просьбами насчет частей тела или называть их.

1. Магнитная доска для рисования. Если у вас нет детской магнитной доски для рисования, то можно использовать простую бумагу. Вы берете доску или лист, и вы можете рисовать на ней сами, комментируя рисунки. Некоторые дети очень любят рисовать на доске, и такие дети могут научиться рисовать части тела и называть их одновременно.

Вы можете нарисовать несколько кругов. Потом вы можете подсказать ребенку как попросить, чтобы вы нарисовали глаза. Так что вы можете сказать «глаза», подсказать ребенку физически, чтобы он показал на свои глаза, а потом вы рисуете один глаз. То же самое с носом, вы говорите «нос», касаетесь своего носа, рисуете нос. При этом ребенок не сталкивается с высокими требованиями. Он может ничего не делать и ничего не говорить, в самом начале вполне достаточно, если он просто сидит и наблюдает. Потом вы рисуете рот, я еще всегда рисую зубы, потому что «зубы» – это очень важное слово для называния и просьб. И надо не забывать, что нам предстоит работать над чисткой зубов. То же самое с ушами. Можно нарисовать шапку. Можно добавить очки, особенно если ребенок, мама или терапевт носят очки. Вы можете использовать разные маркеры, белую доску, все, чем вы располагаете. Ваша главная задача – заинтересовать ребенка процессом, и, по моему опыту, это отличный способ обучать частям тела с помощью сочетания стимулов.

2. Игрушки типа «мистер Картофельная голова». Это одна из моих самых любимых игрушек. Даже если ребенку 12 или 14 лет, и он до сих пор не может показать нос без подсказки, то не следует считать, что он уже слишком большой для мистера Картофельная голова. Если у ребенка речевые навыки на уровне 2 или 3 лет, нам нужны игрушки, которые мы можем разобрать на отдельные части. Так что мы полностью разбираем игрушку на составные части.

У меня есть целый пакет с запасными частями для мистера Картофельная голова. Я передаю части ребенку и помогаю ему собрать фигурку. Я подношу каждую часть к лицу и губам и называю эту часть тела. Честно говоря, контакт глазами меня не волнует. Но мне важно, чтобы ребенок смотрел на мое лицо и, по возможности, смог повторить за мной в дальнейшем слово. Таким образом, мы прорабатываем и моделируем называние всех частей тела на игрушке, магнитной доске или листе бумаги. Если у ребенка есть какие-то вокальные реакции, то в идеале вы сможете добиться повторения за вами (эхо-реакция). В этом случае вам будет очень просто добиться того, чтобы ребенок начал просить вас нарисовать или передать ему ту или иную часть тела.

3. Видеомоделирование. Третий способ помимо магнитной доски для рисования и «картофельной головы» – это моделирование на видео. Для него я часто использую детские песенки, в которых упоминаются разные части тела. Я могу сама сняться в таком видео. Или я могу снять на видео самого ребенка, чтобы он показывал разные части тела, как это делал Лукас с песней про Барни. С магнитной доской и игрушкой важно, чтобы вы выбирали разные части тела в случайном порядке. Но мы также можем добиться этого с песенками, во время которых нужно показывать части тела. Эта стратегия была очень успешна с мальчиком по имени Курт, который мог сказать около 10 слов за 2-часовое занятие, и часто это были слова «глаза», «уши» и «нос», так что я решила снять для него два видео с моделированием. На одном из них я пела песню «Голова, плечи, колени, пальцы». На другом видео я просто называла и показывала различные части тела. Я просто стояла перед камерой и называла «глаза, нос, рот, зубы, очки. Привет!» Две недели спустя я вернулась из отпуска. Я не видела Курта эти две недели, и когда я вошла, Курт сказал: «Привет, глаза, нос, рот, зубы, очки, привет». Я в буквальном смысле забыла про то видео, которое я сняла и попросила его маму загрузить на его планшет. На первом же занятии вместо 10 слов за два часа, он сказал 100 слов за два часа. Так что для Курта и многих других детей это прекрасный способ ускорить развитие речи.

Таким образом, магнитная доска, «картофельная голова» или похожая игрушка и, наконец, видеомоделирование – все это придает ускорение в обучении речи таких детей как Курт. Сейчас Курт в начальной школе, он может поддерживать диалог и учиться с минимальным сопровождением. Но я также считаю, что части тела – это прекрасная цель в обучении детей, которые совсем не говорят и не могут показать части тела, или же называют части тела редко и в определенных условиях, и вам нужно развить этот навык.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».