03.01.14

Вопрос-ответ. Как сходить в ресторан вместе с аутичным ребенком?

Рекомендации для семейной вылазки в ресторан или кафе, если в семье есть ребенок с аутизмом

Автор: Нэнси Дж. Прайс / Nancy J Price
Перевод: Лиана Емелина
Источник: SheNows.com

 

autistic-boy-restaurant

 

Вы стараетесь не ходить в рестораны, поскольку у вашего ребенка аутизм, и подобные мероприятия могут вызвать у него стресс? У нас есть несколько советов, чтобы помочь вам избежать некоторых типичных проблем при посещении ресторана вместе с аутичным ребенком.

Многие любят время от времени побаловать себя ресторанной кухней. Но в случае, если вы являетесь родителем, дедушкой или бабушкой аутичного ребенка, вы можете столкнуться с множеством трудностей, которые не стоят затраченных усилий как для вас, так и для вашего ребенка и всех посетителей заведения. Мы предлагаем вам несколько советов о том, как справиться с наиболее распространенными проблемами.

Проблема: Ваш аутичный ребенок испытывает сложности в связи с переменами/посещением новых мест

Существуют различные способы для того, чтобы подготовить вашего ребенка к походу в ресторан. Вы можете начать со следующих нехитрых шагов:

— Для начала отрепетируйте дома весь процесс посещения ресторана. Покажите, как вы изучаете меню, делаете заказ, рисуете или занимаетесь другими спокойными играми во время ожидания — и напоминайте ребенку, что важно оставаться на своем месте.

— Порепетируйте в ресторанных заведениях более низкого уровня: фастфуде или закусочной. Конечно, это будет несколько иной опыт, но он поможет открыть путь к посещению типичного ресторана.

— Посетите классический ресторан сразу после его открытия или в часы затишья, и тогда наименьшее количество народа станет свидетелем тех проблем, с которыми вы можете столкнуться. Планируйте заказ не более чем одного блюда, например, закусок или десерта.

Как только ваш ребенок (и вы!) освоите эти первые шаги, настанет время для настоящего испытания: похода в обычный ресторан.

Когда вы будете готовы к подобного рода приключению, не забывайте следующие советы:

1. Если вашему ребенку требуется время на моральную подготовку для посещения ресторана, дайте ему знать о ваших планах сразу, как только вы их согласуете.

2. Нужно быть в курсе всех изменений и объяснить ребенку, если место было перестроено, или вы идете в другой ресторан той же сети.

3. В случае необходимости вы можете принести продукты из дома, наряду с любимыми игрушками или книгами.

4. Проследите за тем, чтобы ребенок сходил в туалет до того, как выйти из дома, чтобы по возможности избежать сложностей, связанных с посещением общественного туалета (или — что еще хуже — вызвать у ребенка отвращение к туалетной тематике).

5. Попытайтесь предотвратить возникновение проблем, выбирая ресторан, известный своим быстрым обслуживанием (или, в крайнем случае, скажите официанту, что вы торопитесь).

6. Подумайте, как поставить в известность официанта о том, что у вас особый ребенок — это возможно сделать в контексте просьбы побыстрее вас обслужить, или объяснить, почему ваш сын полностью игнорирует вопросы: «Итак, что будем пить, молодой человек?»

7. Постоянно находитесь рядом со своим ребенком — и старайтесь, чтобы поглощение восхитительного блюда или интересная беседа не увлекли вас настолько, что вы забыли посматривать за тем, чем он занят. Аутичные дети могут, не долго думая, наклониться и украсть несколько картошек фри у парня за соседним столом, или слишком пристально разглядывать подростка, сидящего на ближайшем диване.

8. Не дожидайтесь, пока на ваши штаны опрокинут сок, а лучше сразу попросите, чтобы напиток для вашего ребенка принесли в специальной детской чашке, закрытой крышкой.

Проблема: Слишком много сенсорной стимуляции

Обычно рестораны — это места людные и шумные, что в порядке вещей. Но вы, как родитель, знаете, что некоторые аутичные дети испытывают серьезные проблемы, связанные с восприятием звуков, движений, запахов и зрительных ощущений.

Помимо очевидных попыток избежать посещения ресторанов в принципе, в случае, если это представляет проблему для вашего ребенка, вы можете минимизировать стимулы, которые вызывают у него повышенную реакцию. Вот несколько рекомендаций:

1. Планируйте визит в часы затишья и попросите, чтобы вас посадили подальше от других столиков — особенно, если там собираются компании или группы людей.

2. Попытайтесь не занимать места возле туалетов, кухни или главного входа, поскольку это будет означать постоянный поток людей рядом с вашим столиком.

3. Разместитесь в углу, чтобы звук не шел к вам с четырех сторон.

4. Находясь за столом, посадите ребенка там, где его меньше всего будут беспокоить: можно усадить его спиной к снующим вокруг людям, или с противоположной стороны стола, чтобы он не находился рядом с проходящими мимо посетителями и официантами.

5. Если есть возможность, попросите отдельную кабинку вместо обычного столика (даже обычные кабинки более предпочтительны).

6. Попросите вашего официанта любезно предупредить вас до того, как за другим столом раздадутся громкие песнопения по случаю чьего-либо дня рождения, чтобы вы могли вывести своего ребенка на улицу на несколько минут.

7. Если ваш ребенок не возражает против использования беруш или противошумных наушников, всегда держите их под рукой.

8. Выведите ребенка на улицу или посидите с ним в машине, если общая обстановка будет слишком возбуждающей (из этих соображений, вы, возможно, попросите столик у входной двери).

9. Пытайтесь постоянно занимать своего ребенка: принесите ручку и бумагу, книги или даже специальные «ресторанные» игрушки.

Проблема: Ваш ребенок не может усидеть на месте

1. Попросите отдельную кабинку — таким образом, вы сможете легко преградить выход своему ребенку. (Однако имейте в виду, что многие рестораны украшают растения и всевозможные предметы искусства, размещенные на полках или на стенах вокруг дивана, и каждый из этих предметов может представлять собой опасность.

2. Если вы разместились за столиком со стульями, усадите своего ребенка на самое дальнее от других посетителей место (в углу у стены или между двумя другими членами вашей компании), с целью снизить риск неприятных моментов для других посетителей ресторана.

Проблема: Очень беспокойный/непоседливый ребенок

Аутичные дети (как и большинство детей на свете) имеют небольшой запас терпения. Сидеть и ждать, когда вам выделят столик, скучно и утомительно. Ваш ребенок, возможно, захочет изучить все вокруг или просто уйти – и будет громко требовать, чтобы ему предоставили место, еще до того, как ваш столик будет готов. Вот что вы можете сделать:

1. Избегайте тех ресторанов, в которых время ожидания свободного столика может превысить 5-10 минут. Для того чтобы это выяснить, можно прийти в ресторан в часы затишья (как, например, 4-5 часов после полудня в рабочие дни), таким образом, вы избежите столпотворения.

2. Так как все меньше и меньше ресторанов в наши дни применяет систему бронирования, узнайте, если конкретное заведение использует хотя бы систему «предварительного звонка». По сути, вы звоните в момент выхода из дома, и вносите свое имя в список, хотя это, как правило, действует лишь за полчаса до посещения ресторана. К ресторанам, практикующим систему предварительного звонка, относятся Chlii’s и TGIFriday.

3. Задавайте темп событиям. Когда официант подойдет к вам, чтобы принять заказ на напитки, будьте готовы сделать весь заказ полностью. Если вы еще не готовы, по крайней мере, напомните обслуживающему вас официанту, что вы торопитесь (чтобы ускорить обслуживание) или объясните, что у вашего ребенка аутизм, и быстрое обслуживание поможет сделать процесс посещения ресторана более спокойным и менее проблематичным.

4. Повторно закажите блюда, которые пожелает ваш ребенок, как только вы поймете, что в этом есть необходимость, не ждите, пока чашка или тарелка опустеют. (Иногда вы можете заказать две порции чего-либо в самом начале, таким образом, процесс будет идти своим чередом).

5. Как только с едой будет покончено, ваш ребенок, возможно, захочет пойти домой, или направиться к машине — да куда угодно. Поэтому будьте готовы уйти, как только возникнет необходимость… просто на всякий случай. Первое, что вы должны сделать, это попросить чек сразу же после заказа и убедиться в том, что ресторан принимает вашу карту, когда официант подаст вам основное блюдо.

Проблема: Ваш аутичный ребенок отказывается что-либо есть

Большинство детей с расстройствами аутистического спектра чрезвычайно привередливы в еде. Они не будут ничего есть до тех пор, пока еда не пройдет визуальный, тактильный, обонятельный и вкусовой тесты — и не каждый кусок пищи может отвечать даже первым двум критериям.

Не сдавайтесь! Вот некоторые факторы, которые нужно иметь в виду, когда вы берете аутичного ребенка в ресторан или закусочную.

1. Убедитесь, что ваш ребенок действительно голоден. Если обычно время принятия пищи представляет как минимум сложность, то подобная процедура превратится в кошмар, если у вашего сына или дочери нет аппетита!

2. До того, как вы выйдете из дома, убедитесь в том, что в меню присутствуют блюда, которые ваш ребенок действительно сможет есть (рис, простая лапша, картофель фри) — или просто принесите для него еду из дома.

3. Делая заказ, будьте очень точны, в случае, если у вашего ребенка есть какие-либо особые предпочтения. Не стоит полагать, что ваше определение «простой» идентично пониманию этого слова в конкретном ресторане. Упомяните, что к лапше не требуется никаких гарниров, соусов, никаких смесей перца или трав, сыра, заправок, растительного или животного масла и так далее.

4. Ваш поход в ресторан не был запланирован — и поэтому вы не готовы? На худой конец — в ресторанах обычно есть крекеры или какие-либо фрукты (часто это зависит от того, что используется в баре или в блюдах в качестве гарниров).

5. Вы также, возможно, захотите принести с собой в сумке или оставить в машине что-либо из непортящихся продуктов, которые обычно ест ваш ребенок.

6. Кроме того, вы можете сделать остановку в ресторане, где продается еда на вынос, или в продуктовом магазине, чтобы купить то, что понравится вашему ребенку, и захватить это с собой.

7. Не приставайте к нему с вопросом, что он собирается или не собирается есть, что может довести его до эмоционального срыва. Действительно, попытка заставить ребенка есть прямо сейчас не стоит того, чтобы испортить вечер вам или другим посетителям.

Когда ничто не помогает

Иногда практически ничто не может успокоить аутичного ребенка — его просто нельзя угомонить. Постоянно будьте наготове, чтобы использовать стратегию ухода, состоящую из двух частей: один из родителей (опекунов) ведет ребенка или детей на улицу или в машину, в то время как другой оплачивает счет и ждет, пока не упакуют коробки с едой. (Не забудьте оставить щедрые чаевые, если ваш официант блестяще справился с ситуацией).

Знать, когда остаться… знать, когда уйти

Хотя для вашего ребенка, безусловно, важно научиться вести себя в различных общественных местах, не ставьте этот вопрос ребром. Вы заслужили приятный вечер, и последнее, чего бы вам хотелось — это сталкиваться каждый раз с неприятностями. Если вы работаете над этим — все устроится в свое время.

Спасибо Лиане Емелиной за перевод.
Share to Facebook
Share to LiveJournal