Вопрос-ответ. Как сводить ребенка с аутизмом в магазин за покупками?
Практические советы по шоппингу для семьи, в которой растет ребенок с аутизмом
Поход в магазин может быть очень стрессовым опытом как для ребенка с аутизмом, так и для всей остальной семьи. В этой статье предлагается несколько стратегий, которые могут уменьшить некоторые из этих трудностей.
Возможные источники стресса в магазине
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут с трудом перерабатывать различные ощущения, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Это происходит потому, что дети с аутизмом могут быть как гипочувствительными (обладать недостаточной чувствительностью), так и гиперчувствительными (обладать чрезмерной чувствительностью) к различным стимулам. Это может привести к поведенческим проблемам.
Различные исследователи, например, Гейл Гиллингэм, предполагали, что многие виды поведения, такие как «тряска кистями рук» или «вращение на месте», являются способом стимулировать выработку эндорфинов для успокоения ребенка. Что же касается таких видов поведения как истерики, битье головой о пол и другие поверхности и тому подобное, то это является признаком перегрузки мозга из-за чрезмерной стимуляции, что приводит к «отключению» (Gillingham 1995). Такое поведение также может быть способом, с помощью которого ребенок пытается покинуть ситуацию, которая вызывает у него замешательство и стресс. С точки зрения ребенка, такое поведение может быть просьбой о помощи. Ниже приводится несколько причин, почему дети с аутизмом могут часто испытывать трудности именно в магазинах. Однако подобный список ни в коей мере не является исчерпывающим.
Звуки
Дети с аутизмом могут с трудом игнорировать звуки, которые для остальных людей не более, чем фоновый шум. Люк Джексон в своей автобиографии пишет о том, что ему трудно разделить важные звуки и звуки фона. Темпл Грандин пишет о том, что ее слух постоянно воспринимает все звуки вокруг на максимальной громкости (Jackson 2002, Grandin 1995). Например, если вы попробуете обращать внимание на все без исключения звуки в супермаркете, то вы начнете слышать, как говорят люди вокруг, как пищат кассовые аппараты, как работает вентиляционная система, как плачут маленькие дети и так далее. Подобный шумный мир совершенно невыносим, и именно таким он может казаться ребенку с аутизмом. Более того, многие шумы, например, объявления по громкоговорителю – это неожиданные, непредсказуемые и громкие звуки, которые усиливают сенсорную перегрузку.
Запахи
Дети с аутизмом могут испытывать перегрузку из-за очень тонких запахов, которые вы можете даже не замечать. Это могут быть чьи-то духи, а в некоторых магазинах и сильные запахи, например, от прилавков с мылом, мясом или туалетными принадлежностями. Вы могли замечать, что в некоторых отделах магазинов ребенок очень сильно расстраивается, и, вполне возможно, причина именно в неприятных запахах. Другие дети с трудом отличают один запах от другого, и им трудно справиться с нагрузкой, если в магазине есть очень много самых разных запахов. Представьте, что вы оказались в парфюмерном магазине, где вы сразу чувствуете очень сильный запах самых разных духов. Возможно, ваш ребенок чувствует то же самое в любом магазине.
Зрительная информация
Дети с РАС также могут испытывать проблемы с визуальным восприятием. Флуоресцентные лампы, мигание ламп или отраженный свет могут вызывать у ребенка боль в глазах или завораживать его, вызывая замешательство и растерянность (Attwood 1998). В магазине слишком много объектов, привлекающих внимание, на прилавках или в витринах. Ребенку с РАС может быть сложно сосредоточиться на одном или нескольких предметах, слишком большое обилие вещей и слишком сложная окружающая обстановка могут вызвать у него «визуальную перегрузку».
Прикосновения
Некоторые дети с аутизмом могут быть очень чувствительными к прикосновениям. Донна Уилльямс описывает «острую как булавка» боль от человеческого прикосновения, которое могло вызывать у нее «шок», как от удара током (Williams, D. 1996 p202). Это может создавать затруднения для детей, если им предстоит мерить новую одежду или обувь. Определенные ткани, которые вам кажутся мягкими и удобными, могут быть невыносимы для вашего ребенка. Если ваш ребенок настаивает на ношении одежды, которая вам кажется неподходящей, например, на теплом зимнем пальто летом, то проблема может быть в том, что он или она получает положительную сенсорную стимуляцию от ткани или тяжести одежды.
Недостаточное понимание ситуации
Если раньше ребенку этого не объясняли и не демонстрировали, ему или ей будет сложно понять, зачем вообще идти в магазин. Он или она может не понимать, что всем людям приходится это делать. Это может вызвать сильное раздражение и стресс, которые будут выражаться в поведенческих проблемах. Некоторые дети не понимают, что поход в магазин обязательно скоро закончится, и им нужны визуальные подсказки, чтобы напоминать об этом. Ребенку также может быть трудно понять, почему мы делаем определенные действия во время покупок. Например, зачем надевать на себя разную одежду и обувь в одних магазинах, но не в других? Другому ребенку может быть сложно понять, почему это ему всегда говорят не снимать одежду, если ты не дома, а тут от него требуют раздеться в примерочной магазина. Некоторым детям сложно понять, почему другие люди уговаривают их надеть на себя какие-то чужие, не принадлежащие им вещи.
Вторжение в личное пространство
В переполненных супермаркетах и магазинах одежды ребенка с аутизмом может пугать, что вокруг так много людей, и что многие из них стоят так близко.
Стратегии для преодоления этих проблем
Дневник
Когда вы пытаетесь понять любое поведение, очень важно использовать метод дневника поведения, чтобы определить, какие именно факторы ему предшествуют. Тогда вам будет проще подобрать возможные решения. Например, если определенное поведение чаще всего возникает в определенных отделах магазина, отмечайте в дневнике, где именно и когда возникло поведение, чтобы обнаружить сенсорные стимулы, например, запахи, которые могут быть причиной. Также отмечайте в дневнике время и день недели, когда вы ходили за покупками. Может быть, какое-то время суток или дни лучше, чем другие? Может быть, лучше воздержаться от покупок в субботу днем, когда покупателей больше всего, и пойти в магазин в будний день? Если примерка обуви и одежды дается труднее всего, то нужен сенсорный дневник, чтобы определить, какие именно цвета, ткани или тип обуви кажутся невыносимыми вашему ребенку.
Предварительная подготовка
Существует несколько способов, которые позволяют вам подготовить ребенка к походу в магазин, что значительно уменьшит замешательство и раздражение. Для этого вы можете просто показать ребенку фотографию магазина, до того как выйти из дома, или отметить время покупок специальным символом в визуальном расписании ребенка.
Некоторым детям сложно понять, зачем вообще ходить за покупками. Существуют специальные книги, в которых разъясняется это занятие, или же вы можете подготовить специальную социальную историю о том, зачем нужно ходить в магазин. Социальные истории могут быть полезны не только для объяснения того, почему происходит то или иное событие, но и что ожидается от человека в этот момент (более подробную информацию можно найти в статье «Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй»). Ниже приводится пример социальной истории о том, зачем мы ходим в супермаркет. Текст основан на социальной истории о походе в продуктовый магазин из книги Кэрол Грей «Мои социальные истории»:
Иногда мы ходим в супермаркет. Моя мама или папа идет со мной. Мы идем в супермаркет, чтобы купить продукты. Мама или папа знает, какие продукты нам нужны. Прежде чем уйти из супермаркета, мы должны подойти к кассе. Касса очень важна. Именно там мы отдадим кассиру деньги. Деньги оплачивают продукты.
Полезно написать социальную историю самим, если есть какой-то конкретный аспект похода за покупками, который ваш ребенок не совсем понимает, например, примерка новой одежды или обуви. К примеру, вы можете написать историю о том, что это нормально – снимать одежду в примерочной магазина, но в других местах это делать нельзя.
Некоторые дети могут ассоциировать поход в определенный магазин с конкретной дорогой. Очень важно, чтобы вы или придерживались привычного ребенку пути, или как можно чаще меняли дорогу, чтобы ваш ребенок не впал в замешательство от неожиданного отклонения от маршрута.
Вашему ребенку может помочь «ролевая игра» в магазин в доме, которая подготовит его к этому опыту. Часто продаются специальные игрушки «про магазин», которые могут вам в этом помочь. Есть и компьютерные программы о жизненных навыках, где можно посмотреть, чего именно вы можете ожидать в магазине.
Хорошая идея – заранее проговорить с ребенком правила поведения в магазине, сформулировав их в позитивной форме, например, «В супермаркете я могу делать Х». Некоторым детям даже можно написать список всех правил и заключить с ними «контракт» о поведении. Другим детям скорее поможет внешний авторитет, следящий за выполнением правил. Возможно, вы сможете договориться с кассиром или менеджером, чтобы он побеседовал с вашим ребенком о поведении в магазине. Для подростков существуют специальные книги и списки общих правил поведения (Jackson 2002, Segar 1997). Иногда вы можете превратить поход в магазин в урок социальных навыков для детей более старшего возраста, например, учить их ценности денег и тому, как нужно расплачиваться в магазине.
Не менее важно обучение ребенка техникам релаксации для облегчения симптомов стресса. Есть несколько книг и статей о том, как учить детей с аутизмом расслабляться.
Визуальная поддержка
Большинство детей с аутизмом лучше воспринимают визуальные образы, чем устную речь. Визуальные подсказки помогают детям лучше понять, какие именно шаги входят в поход по магазинам, и они напоминают ребенку, когда поход в магазин закончится. Вы можете использовать несколько видов визуальных подсказок:
Доска «Сейчас» и «Потом»
Вы можете принести в магазин доску «Сейчас» и «Потом» (она поделена на две части с крупными словами «сейчас» и «потом», вы можете поместить фотографию магазина под словом «сейчас», и фотографию места, куда вы отправитесь после магазина, под словом «потом»). Такую доску можно все время держать в руках в магазине, чтобы напоминать ребенку, что поход в магазин скоро закончится.
Визуальное расписание
Визуальное расписание из последовательности картинок или фотографий может включать различные шаги похода по магазинам. Такое расписание поможет вашему ребенку понять, что именно происходит. Некоторые дети предпочитают, чтобы им показывали каждый шаг. Другим детям нужны подсказки только для одного или двух шагов.
Списки покупок
Небольшие списки покупок в визуальном оформлении помогут ребенку придерживаться задачи. Подумайте обо всех товарах, которые выложены в магазине, или, если вы планируете зайти в пару магазинов, о предметах в каждом магазине. Таким образом, ребенок не сможет сразу найти все, что необходимо, но будет занят поставленной задачей продолжительное время. На некоторых веб-сайтах можно скачать готовые картинки для визуального расписания или списков покупок.
Шкалы стресса
Визуальная поддержка может быть использована для того, чтобы помочь ребенку объяснить взрослому свое состояние, в том числе недовольство или стресс. Для этого можно положить в карман ребенку специальную карточку, которую он может просто показать сопровождающему взрослому, если больше не может справляться с ситуацией. Можно использовать шкалу стресса, например, в виде «светофора», где зеленый огонек значит «Я в порядке», а красный «Мне нужна помощь». Такая шкала позволит ребенку объяснить взрослому, как он или она себя чувствует, а взрослый сможет всегда определить, насколько хорошо ребенок справляется с ситуацией.
Защитное оборудование
Если вашему ребенку трудно воспринимать свет или звук, то наушники или беруши помогут блокировать внешние шумы или же предоставят ребенку приятный звук (например, музыку), на котором он сможет сосредоточиться. Тони Этвуд предполагает, что мычание под нос – это тоже способ, с помощью которого ребенок сосредотачивается на одном звуке (Attwood 1998). Солнцезащитные очки помогают ребенку воспринимать свет, уменьшая яркость и мигание. Бейсболки могут быть полезны, так как они блокируют излишки света, а также уменьшают уровень шума, воспринимаемого ребенком.
Окружающие люди часто увеличивают уровень стресса как для вас, так и для ребенка, потому что они неправильно интерпретируют его поведение. Вы можете носить с собой распечатки с информацией об аутизме или синдроме Аспергера, чтобы раздавать их окружающим людям для предотвращения недопонимания и, как можно надеяться, уменьшения вашего стресса.
Некоторые дети с аутизмом плохо понимают опасные ситуации. Если окружающая среда вызывает у них стресс, с которым они не могут справиться, они могут выбежать из магазина. Другие дети не понимают потенциальные опасности в таких местах, как оживленная парковка машин. В результате некоторые родители используют специальное оборудование для поиска потерявшегося ребенка, а также дают ребенку жетоны на шею или браслеты с именем ребенка и контактной информацией. Некоторые родители используют парковки для инвалидов, которые, как правило, располагаются ближе всего к дверям магазинов.
Таймеры
Некоторым детям с аутизмом в целом сложно воспринимать время. Очень маленьким детям нужно постепенно повышать свою толерантность к такой обстановке, как магазин. Вы можете брать ребенка в магазин совсем ненадолго, только за одной покупкой, или даже просто заходить в магазин лишь на две минуты, помогая ребенку постепенно привыкать к новому месту. Начинайте с местного магазинчика, который находится ближе всего к вашему дому, а потом постепенно переходите к большому супермаркету. Другая стратегия – брать с собой таймер, чтобы ребенок всегда видел, сколько еще времени он или она будет находиться в магазине. Это может уменьшить стресс ребенка от этой ситуации.
Отвлекающие предметы
Предмет или игрушка, которая утешает или отвлекает ребенка, также может помочь пережить поход в магазин. Некоторым детям проще справиться с этим опытом, если у них есть при себе маленький знакомый предмет, который они могут постоянно трогать у себя в кармане. Другим детям можно помочь, если связать поход в магазин с их основным интересом – тогда ребенок сможет игнорировать все остальное. Например, если ребенок интересуется поездами, можно попросить его сосчитать все изображения поездов, которые он увидит в магазине.
Покупка обуви
Покупка обуви может быть особенно трудной для детей, если им трудно терпеть определенные виды обуви или они не понимают, почему им надо ходить в обувной магазин. Некоторые стратегии, о которых упоминалось выше, могут помочь преодолеть эти трудности. На некоторых веб-сайтах даются инструкции о том, как правильно определить размер обуви ребенка, чтобы можно было покупать обувь без ребенка.
Покупка одежды
В некоторых крупных магазинах одежды есть удобства для людей с инвалидностью, например, большие примерочные, или личные консультанты, а также возможность заказать одежду по телефону или Интернету. Если вы планируете неоднократно посещать какой-то магазин, то, возможно, следует заранее связаться с ним, чтобы узнать, какие удобства или услуги он может предложить вашей семье.
Награды
Если вы успешно сходили в магазин, то важно вознаградить ребенка после этого, чтобы поддержать хорошее поведение. Награды могут быть разными: наклейка, пять минут просмотра любимого мультфильма или небольшое лакомство, например. Очень важно дать ребенку его награду практически сразу после события, чтобы ребенок научился ассоциировать поход в магазин с чем-то приятным.
После похода за покупками
Не менее важно помнить о том, что вашему ребенку может потребоваться время для отдыха после такой интенсивной стимуляции. Ему или ей может понадобиться «выпустить пар» в машине или у вас дома. Если это так, очень важно дать ребенку достаточно времени для отдыха, прежде чем обращаться к нему с какими-либо просьбами. В противном случае вы можете снова увеличить уровень стресса у ребенка. Как только толерантность ребенка к походу в магазин увеличится, вы сможете постепенно уменьшать время для отдыха. Однако некоторым детям всегда будут нужны перерывы для снятия стресса сразу после магазина.
Ссылки/рекомендуемая литература
Adamson, J. and G. (1990). Topsy and Tim at the supermarket.UK: Blackie Children’s Book
Adamson, J. and G. (1977). Topsy and Tim go shopping. UK: Dorling Kindersley
Attwood, T. (1998). Asperger syndrome: a guide for parents and professionals. London: Jessica Kingsley
Butterworth, N. (1994). When we go shopping. UK: Collins
Comfort, L. (2000). Let’s go shopping. UK: Mammoth
Dunn Buron, K. (2003). When my autism gets too big: a relaxation book for children with autistic spectrum disorders. USA: Autism Asperger Publishing Company
Dunn Darin, K and Curtis, M. (2003). The incredible 5- point scale: assisting children with ASDs in understanding social interactions and controlling their emotional responses. USA: Autism Asperger Publishing Company.
Dickinson, P. and Hannah, L. (1998). It can get better … dealing with common behaviour problems in young autistic children. UK: The National Autistic Society
Gallacher, L. (2002). Let’s go to the supermarket. USA: Simon and Schuster
Gillingham, G. (1995). Autism: handle with care!: understanding and managing behaviour of children and adults with autism. USA: Future Education Inc.
Grandin, T. (1995). Thinking in pictures and other reports from my life with autism. USA: First Vintage Books
Gray, C. (2002). My social stories book. London: Jessica Kingsley
Jackson, L. (2002). Freaks, geeks and Asperger syndrome.London: Jessica Kingsley
May, F. (2005). Understanding behaviour. London: The National Autistic Society.
Shea, K. (2004). Out and about at the supermarket. UK: Picture and Window Books
Segar, M. (1997). A guide to coping specifically for people with Asperger syndrome.
Nottingham: The Early Years Centre, Publications, 272 Longdale Lane, Ravenshead, Nottingham NG15 9AH.
Moon, B. (2005). Let’s go shopping. UK: Collins Educational
Williams, D. (1996). Autism: An inside out approach. London: Jessica Kingsley
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».