05.03.13

Вопрос-ответ. Как справиться с тревожностью и депрессией у детей с синдромом Аспергера?

Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм многократно повышают риск депрессии и тревожных расстройств

Автор: Ричард Бромфильд / Richard Bromfield
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Autism Asperger’s Digest | September/October 2012

Нет нужды напоминать, что жизнь несправедлива, как несправедлив и синдром Аспрегера. Наличие синдрома Аспергера не освобождает детей и взрослых от испытаний и трудностей жизни. Более того, им сложнее с ними справиться. Это относится и к таким проблемам, как депрессия и тревожность.

Хотя эти сложности не являются критериями при диагностике синдрома Аспергера или высокофункционального аутизма (American Psychiatric Association 2000), для таких детей существует повышенный риск депрессивных и тревожных расстройств. До сих пор неясно, является ли подверженность депрессии и тревожности прямым результатом аутизма, или же это просто реакция на связанные с аутизмом трудности. Для нашей статьи ответ на этот вопрос не имеет значения. Здесь мы сосредоточимся на способах распознавания депрессии и тревожности, независимо от их причины, и на методах облегчения страданий ребенка и поддержания его благополучия.

anxiety01

Дети и подростки с синдромом Аспергера подвержены особенно высокому риску депрессии и тревожных расстройств (“фобий”).

Все дело в неврологии

Неврология синдрома Аспергера значительно осложняет жизнь. Как детская площадка может не быть проблемой? Как можно не испытывать раздражения, если приходится реагировать на частые, если не постоянные случаи, когда ребенка не понимают, не ценят, не воспринимают верно то, что он говорит или делает? Эти дети часто отчуждены от своих собственных чувств, и в результате они не способны увидеть какой-либо смысл в своем повседневном опыте.

Более того, природа их социальных и коммуникативных проблем создает трудности сама по себе, поскольку эти дети часто лишены социальных наград, поддержки и взаимопонимания, которые нейротипичные дети воспринимают как должное. Это еще больше усиливает раздражение и отчаяние ребенка. Проще говоря, эти дети постоянно сталкиваются с социальным отвержением и критикой, что приводит к жестоким самообвинениям и чувству, что они подводят всех окружающих.

За 30 лет профессионального опыта я выслушивал множество таких детей, которые рассказывали, как сильно они себя ненавидят, их самокритика в сочетании с негативным социальным опытом была постоянной угрозой их самооценке. Ребенок чувствует себя еще хуже, когда осознает, что его нейротипичные ровесники, братья или сестры справляются с аналогичными ситуациями гораздо успешнее и, как кажется, без особых усилий.

Подобные переживания будут тяжелы для любого человека, тем более, для ребенка, который и так склонен справляться со всем в одиночестве. Возможно, что дальнейшие исследования докажут, что те же нейробиологические причины, которые вызывают синдром Аспергера, приводят к депрессии и тревожности. Однако даже в этом случае мы не можем недооценивать негативное влияние и бремя синдрома Аспергера для хрупких детских плеч и психики. Не можем мы и отказаться от попыток понять и посочувствовать опыту ребенка. Так что же мы можем сделать, чтобы защитить ребенка от депрессии и тревожности?

Наблюдайте за признаками

Эти признаки не скрыты и не спрятаны от глаз. Обращайте внимание на раздражительность и недовольство, которые никак не проходят, особенно если эти чувства проявляются быстро и часто. Стресс может усилить мышечное напряжение и тики, привести к нежелательному поведению, усилению сосредоточенности на чем-то одном и ригидности. Если ребенок теряет интерес к своим любимым темам и занятиям, или, напротив, с головой уходит в свой интерес, доходит до навязчивости, то это может быть сигналом меланхолии. И конечно, к признакам депрессии относятся самоуничижительная критика и нанесение себе повреждений.

Будьте осторожны – явные признаки депрессии или тревожности нельзя списывать на неизбежные проявления синдрома Аспергера. У маленьких детей в первую очередь обращайте внимание на раздражительность, фрустрацию и агрессию. У подростков депрессия проявляется похожим на взрослых людей образом. Дети с синдромом Аспергера, как и все без исключения дети, заслуживают того, чтобы на их страдания обратили внимание и попытались их облегчить.

anxiety03

При синдроме Аспергера и высокофункциональном аутизме типичны постоянные переживания из-за страхов и беспокойств, которыми человеку не с кем поделиться.

Не игнорируйте страхи

Беспокойства детей с синдромом Аспергера – это беспокойства с большой буквы «Б». Не надо критиковать ребенка и проявлять раздражение по поводу причины его страхов. Вы можете ответить ребенку: «Понятно, почему тебя это беспокоит». Или: «Я понимаю, что ты боишься визита к врачу – от этого всем не по себе».

Не надо высмеивать страхи ребенка или пытаться избавить его от них с помощью рациональных доводов. Если игнорируете чувства ребенка, то игнорируете его самого. Беспокоиться и переживать уже и так плохо, но еще хуже чувствовать, что твой опыт изолирован и не похож на опыт других людей. Помогайте ребенку делиться своими обидами и переживаниями, приветствуйте такие попытки. Эти моменты показывают ребенку, что общение людей – это нечто хорошее и утешающее, что его можно использовать для избавления от тревожности и депрессивных мыслей.

Ищите смысл

Существовало распространенное мнение, что речь и поведение детей с синдромом Аспергера менее осмысленны, чем у нейротипичных детей. Я ставлю это предположение под сомнение. Будьте осторожны – не надо считать слова или поведение, которые вы не понимаете, пустыми и бессвязными, простыми неврологическими всплесками. Старайтесь понять, что именно ребенок пытается выразить или передать. Это научит ребенка тому, что коммуникация имеет неотъемлемую ценность, и повысит его уверенность в том, что другие люди способны его понять, хотя раньше это казалось невозможным.

Если у ребенка будет возможность рассказать о своих чувствах как можно более ясно и прямо, то у вас на руках появится больше данных для дальнейших действий и вмешательств. В конечном итоге это приведет к более близким отношениям между вами и ребенком, которые сами по себе станут антидотом против депрессии и тревожности.

Сохраняйте спокойствие

Ребенок может почувствовать стресс родителей или учителей, что только усилит стресс у ребенка. Не пытайтесь остановить ребенка, если он ерзает, не приказывайте ему успокоиться. Родители продолжают это делать, хотя прекрасно знают по опыту, что это бесполезно. Ничто так не способствует спокойствию ребенка, как присутствие человека, который кажется расслабленным и уравновешенным, особенно когда реагирует на стресс ребенка. Если ваши действия вызывают у ребенка чрезмерный стресс, то остановитесь – начните говорить тихо и медленно или вообще замолчите. Вы не можете оградить ребенка от стрессов жизни, но вы можете сами стать дружелюбным и надежным убежищем от слишком быстрого и безответного мира.

anxiety02

Музыка может быть одним из способов научить ребенка осознавать и выражать свои эмоции.

Поощряйте отдых в одиночестве

В отношении детей с аутизмом отдых в одиночестве заработал себе плохую репутацию. Понятно, почему так произошло. Мы не хотим, чтобы наши дети провели всю жизнь приклеенными к электронному устройству, оторванными от человеческого общения. Однако если учесть, насколько трудным и стрессовым может быть мир для таких детей, разве трудно понять ребенка, который стремится к стабильному, тихому, поддающемуся регуляции и контролю обществу компьютера, книг или своей комнаты? Ребенку необходимо пространство для отдыха, на которое он всегда может рассчитывать. Не игнорируйте потребность ребенка немного отдохнуть и восстановить силы. Напротив, если вы заметили стресс ребенка, подскажите ему, что пора укрыться в своем личном убежище.

Будьте эмоционально доступны

Бывает трудно посочувствовать переживаниям ребенка. Особенно сложно это сделать, если речь идет о ненависти к себе и навязчивых негативных мыслях, или о ситуации, когда ребенок очень нами недоволен. Тем не менее, какой нам остается выбор? Если родители не будут пытаться встать на место ребенка, то ребенку не останется ничего, кроме вакуума мыслей и чувств, которые могут быть мрачными, пугающими и безнадежными.

Озвучивайте чувства ребенка вслух: «Ты так счастлив, что прыгаешь от радости», «Тебе не понравилось, что я на тебя разозлилась, и теперь тебе очень грустно». Как понять, что вы правильно интерпретируете его чувства, и понимаете эмоциональное состояние ребенка? Вы это поймете, когда его тело расслабится, его тики замедлятся, он станет более сосредоточенным, (подставьте нужное). Никто не знает вашего ребенка так, как вы, и вы научитесь понимать, в каких ситуациях вам удалось установить эмоциональную связь с ним.

Относитесь к его чувствам серьезно

Взрослые люди очень серьезно относятся к собственным чувствам, но склонны считать чувства ребенка, скажем прямо, «детскими», чем-то, что нужно починить и поставить на место. Но ребенок не отличается от взрослого, он просто моложе и ниже ростом. Да, его может одолевать беспокойство за его коллекцию машинок или за судьбу населения Буэнос-Айреса. Неважно, каково содержание, главное, что его беспокойство вполне реально. «Ты не можешь успокоиться, пока не узнаешь, сколько человек живет в Бразилии?», «Ты так расстроен, потому что сайт недоступен», «Когда ты увидел, что я лежу в кровати с простудой, ты испугался и разозлился». Помогая ребенку обозначить и назвать свои чувства, вы придаете им форму, делаете их переносимыми и поддающимися контролю. Впоследствии ребенок усвоит этот навык и сделает его своим собственным.

anxiety04

Детям с синдромом Аспергера может быть трудно определить свои чувства, поэтому им нужно помогать в этом, в том числе с помощью различных шкал и визуальных подсказок.

Используйте слова и интеллект

Хотя и не все, но многие дети с синдромом Аспергера обладают большим, если не сказать впечатляющим, словарным запасом. В коридоре перед моим кабинетом часто сидят неловкие в общении дети, которые с увлечением читают взрослые книги о воспитании, отношениях и различных аспектах человеческой психологии. Интеллект ребенка – это ваш союзник, когда вы пытаетесь помочь ему лучше понять свои переживания. Пробуйте разные стили разговора. Вашему ребенку может подойти не эмоциональная, а интеллектуальная и «взрослая» дискуссия о более абстрактных аспектах человеческих чувств и отношений. Воспитание ребенка не терпит инерции и готовых рецептов. Вам все время нужно экспериментировать и повторять прежние эксперименты, чтобы нащупать наилучший подход к вашему ребенку.

Признайте наличие депрессии

Мрачное настроение ребенка может вас пугать, особенно если ребенок причиняет себе вред или говорит об этом. В то же время нельзя закрывать глаза на реальность. Особенности и требования жизни с синдромом Аспергера приводят к высокому стрессу, результатом которого может стать отчаяние, безнадежность и самоуничижение. Не позволяйте вашему страху оставить ребенка наедине со своими страданиями. Не закрывайтесь от окружающего мира, не изолируйте себя наподобие вашего ребенка. Если вас беспокоит настроение ребенка, обратитесь за профессиональной помощью – это может быть психологическое консультирование или медикаментозное лечение депрессии.

Воспитание ребенка с синдромом Аспергера – это пожизненная работа, ее нельзя сделать за один вечер или один эмоциональный разговор. Если мы будем помогать ребенку предотвращать депрессию и тревожность и справляться с ними, то можно надеяться, что мы сделаем его будущее более позитивным. Что бы вы ни делали, держите руку на пульсе чувств и проблем ребенка.

«Помните, что наверху вашего списка дел большими и жирными буквами написано – каждая молекула общения и связи с вашим ребенком помогает ему защититься от яда ненависти к себе, отчаяния и депрессии» (Bromfield 2011, p. 109).

Литература

American Psychiatric Association. 2000. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition: DSM-IV-TR. Washington, DC: American Psychiatric Association.

Bromfield, R. 2010. Doing Therapy with Children and Adolescents with Asperger Syndrome. Hoboken, NJ: Wiley & Sons.

Bromfield, R. 2011. Embracing Asperger’s: A Primer for Parents and Professionals. London: Jessica Kingsley Publi