Вопрос эксперту. Как справиться с серьезными проблемами с питанием?
Русскоязычный поведенческий аналитик и специалист по инклюзии детей с аутизмом отвечает на вопросы родителей
На вопрос отвечает Марина Азимова — магистр педагогических наук, магистр в области социальной работы, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, сертифицированный поведенческий аналитик, образовательный консультант, научный сотрудник Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США), член Международной ассоциации поведенческих аналитиков и специалист инклюзивного образования детей с аутизмом.
Сын, 4,5 года, проблема с питанием. Питается полноценно по содержанию (фрукты-овощи-каши-мясо и т.п.), но ест только пюреобразную еду из бутылки. Крайне чувствителен к температуре, вкусу, консистенции еды. Не из бутылки ест только ржаной хлеб большими кусками, перед тем, как откусить, внимательно осматривает ломоть, если что-то его смущает, то есть не будет. Откусывать, жевать, глотать умеет, научился на хлебе. Но любая еда, кроме хлеба, вызывает страх, отторжение, при попытках накормить с ложки — долго прячется, потом соглашается, но глотая давится, старается принять «как лекарство», похоже не чувствует вкуса, борется со рвотными позывами. Не проявляет интереса вообще ни к какой еде с нашего стола, никак не реагирует на аппетитные запахи. Разговоры о «ложке», «еде» заставляют его заметно нервничать. Попытки «проголодается и съест» не срабатывали — не ест по целому дню. Проблема осложняется тем, что пьет тоже из тех же бутылок, что и ест, ни к чашке, ни к поильнику, ни пить через трубочку пока не удалось приучить. Плюс на памяти позднее и очень болезненное прорезывание зубов (последние зубы выросли после трех лет), если боится чего-то, то плачет и говорит «зубы». Речь есть, хорошо понимает на бытовом уровне, начал говорить простыми предложениями. Регулярно пытаюсь научить его есть, то с ложки, то пытаюсь предложить что-то кусочком, чтобы взял в руку. Страх, максимум, на что удавалось продвинуться — 5-6 подряд маленьких ложек, едим так неделю-две, потом жуткий откат по еде с выраженным страхом, истериками и полнейшим отказом от любой еды, кроме бутылочной. Буду рада любым советам.
Заранее благодарна, Марина
Уважаемая Марина, должна сразу признаться, что вопросы питания это не «мой конёк». Мой коллега, доктор Марк Палмери, гораздо более «подкован» в этом вопросе, но его «поймать» мне не удалось. Попробую использовать здоровую логику поведенщика: итак, процесс питания — это поведенческий процесс. Следовательно, нам нужно МО (motivating operation). Нам надо создать условие, при котором еда (кусочками или вилкой/ложкой) стала бы путём к желанной «награде». Значит, попробуйте выбрать приятные для вашего мальчика игрушки, книжки, видео, и т.д. Уберите их из обычной повседневной рутины. Постройте ситуацию так, чтобы желанный предмет/развлечение были возможны только за еду того, к чему вы хотите приучить сына.
Сначала просите его понюхать… потом «поцеловать», потом лизнуть, потом съесть кусочек… За каждый этап хвалите и награждайте. Чем ближе к нужному результату, тем больше награды. За пару недель доведёте его до того, что он будет спокойно есть небольшие объёмы (блюдце) обычной еды. Это моя идея. Сработает ли она, я не знаю. Но попробовать нужно. Удачи вам.