08.09.14

Вопрос эксперту. Как справиться с постоянными самостимуляциями?

Сертифицированный поведенческий аналитик отвечает на вопросы родителей


 

katerina

 

На вопрос отвечает Екатерина Жесткова, педагог-психолог, сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA) и консультант (Самара).

Здравствуйте, у меня вопрос по поводу самостимулятивного поведения. Ребенок (6 лет) уходит в стимуляции практически все время (все его свободное и несвободное время), он либо трясет различными висячими предметами на уровне лица, либо кидает крышечки о разные поверхности (крышки от разных бутылочек и баночек, помад, ручек и т.д., за которыми просто гоняется уже больше 2-х лет). Это создает трудности социализации и обучения. Во время занятия материал трясет или кидает о стол, пока не остановишь, сопровождает все это громкой вокализацией, доходящей до визга. Нам трудно ходить в группы с детьми, гости, посещать какие-либо места, т.к. когда видит колпачки или крышки — перестает меня слышать, идет напролом, откручивает или ломает зубами. В доступе есть сенсорная коробка, в которой собраны интересные ему предметы, различные крышки, ее обновляю регулярно, но через день-два они его перестают интересовать или не спасают, если он видит что-то более значимое для него. Помогите советом, что я могу сделать с таким поведением в условиях отсутствия специалистов.

Ситуация, которую вы описываете, непростая. У мальчика наблюдается высокочастотное поведение, целью которого, исходя из имеющейся информации, является получение специфических сенсорных ощущений. Не всегда есть необходимость в том, чтобы корректировать поведение аутостимуляции, но если это поведение мешает развитию, обучению и адаптации в детской среде, коррекция необходима. Насколько я понимаю, у вас нет возможности очных встреч со специалистами, но, тем не менее, вам необходима профессиональная помощь и поддержка. Справиться своими силами с программой коррекции поведения аутостимуляции вряд ли возможно. Сейчас многие специалисты работают дистанционно, через интернет, и вы можете обратиться к ним за консультацией и сопровождением.

Скорее всего, специалист посоветует вам начать с наблюдения и сбора данных, так как не всегда целью подобного поведения является получение сенсорных ощущений. Иногда в ходе исследования выясняется, что цель поведения, например, привлечение внимания или избегание требований. Также возможен вариант, когда цель поведения комплексная, в ней присутствует более одного элемента. Итак, нужно собрать данные о поведении для выяснения его цели (поведенческие специалисты говорят «функции поведения»), для сбора данных вам предложат специальные таблицы, в которые нужно будет заносить данные о поведении. Затем специалист определит цель (функцию) поведения и построит для вашего мальчика план коррекции нежелательного поведения. В плане будут описаны процедуры коррекции, система сбора данных и оценки прогресса, критерии пересмотра плана. Методы коррекции в основном направлены на профилактику нежелательного поведения («проактивные методы коррекции»), в вашем, случае скорее, всего подойдут какие-то из этих методов:

— насыщение ребенка аналогичными сенсорными ощущениями в социально приемлемой форме (вы уже начали эту работу),

— развитие навыков игры и проведения свободного времени,

— обучение ребенка выполнять самостоятельно задания согласно расписанию,

— поощрение отсутствия нежелательного поведения или поощрение других (замещающих) социально приемлемых видов поведения,

— обучение мальчика отдавать привлекательные предметы, оставаясь спокойным,

— обучение мальчика навыку ожидания.

Кроме того, вам понадобится план действий на тот случай, когда поведение все же произошло («реактивные методы коррекции»), которые предложит и обоснует специалист.

Работа над коррекцией нежелательного поведения — большой труд, обязательно заручитесь не только профессиональным сопровождением, но и поддержкой семьи, друзей.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».