30.11.13

Вопрос-ответ. Как сделать школьный класс дружественным к аутизму?

Рекомендации учителям и другим сотрудникам школ по инклюзии детей с аутизмом

 

friendlyclassroom

 

В этой статье я постараюсь перечислить список рекомендаций, которые помогут учителям сделать свой класс более дружественным для аутичных учеников. Как и в других своих статьях, я напоминаю читателям, что ученики с аутизмом очень сильно отличаются друг от друга, а потому некоторые стратегии не подойдут всем без исключения. Желательно «персонализировать» каждую из этих стратегий в зависимости от личностных особенностей, навыков, социальных и учебных способностей детей. Также полезно вести записи по всем методам, которые вы используете и их эффективности (или ее отсутствию). Это поможет вам усовершенствовать подходы в будущем, а также это станет источником доказательств для ежегодной отчетности и/или школьных проверок.

Правила и награды

— Опишите правила поведения в классе самым простым языком. Все запреты и ограничения должны быть обозначены максимально четко и конкретно. Убедитесь, что эти правила справедливы для всех учеников класса. Если вы делаете какие-то «особые» поблажки для учеников с аутизмом, то объясните обычным ученикам их причину.

— Запишите правила в письменной форме и дополните их картинками для наглядности. Повесьте список правил с иллюстрациями так, чтобы каждый ученик класса видел их каждый день.

— Установите в классе систему наград. Все ученики должны получать поощрения (награды), а не только некоторые.

Место в классе

— Ученики с аутизмом должны сидеть как можно дальше от того, что может их отвлекать, так как им гораздо труднее «отключиться» от посторонних сенсорных стимулов.

— Не сажайте их рядом с дверью, так как люди, входящие или выходящие из класса, могут их очень отвлекать (больше, чем обычного ученика).

— Не сажайте их рядом с окнами – даже обычные дети могут на них отвлекаться.

— Если вы работаете в общеобразовательной школе, особенно начальной, то, возможно, в вашем классе полно ярких плакатов или стендов, которые могут отвлекать учеников с аутизмом. Постарайтесь посадить такого ученика так, чтобы он не сидел напротив ярких наглядных пособий.

— Постарайтесь посадить ребенка с аутизмом рядом с тем, кто является хорошим образцом для подражания. Если вы посадите его рядом с гиперактивным, разговорчивым или в целом непредсказуемым ребенком, то это может дестабилизировать ученика с аутизмом.

— Всегда сажайте ученика с аутизмом на одно и то же место, в том числе во время работы в круге. Это помогает сделать обстановку класса более предсказуемой.

Визуальные методы

— Большинство людей с аутизмом предпочитают визуальные методы работы, в первую очередь, это касается визуальных расписаний на день. Очень полезно сделать наглядное расписание с картинками для учеников с аутизмом. Это поможет им стать более организованными и понимать, что случится потом. В начале каждого учебного дня ученик должен разместить на таком расписании картинки, каждая из которых обозначает определенный урок, перемену или другое занятие. Таким образом, каждое утро ученик начинает с того, что готовится к предстоящему дню. Ниже приводится пример нескольких индивидуальных визуальных расписаний в школе.

 

edited-schedules1

 

— Убедитесь, что любые изменения в привычном распорядке учебного дня отражаются на расписании. Всегда заранее объясняйте эти изменения ученику с аутизмом.

— Ученики, у которых нет или почти нет устной речи, могут пользоваться вместо нее коммуникационной системой обмена изображениями (PECS). Если говорить по-простому, то PECS — это общение с другими людьми с помощью картинок, например, ученик дает учителю изображение того, что он хочет (например, туалета), а учитель выполняет его просьбу.

Коммуникация

— Обязательно убедитесь, что привлекли внимание ученика с аутизмом, прежде чем что-либо ему говорить. Всегда обращайтесь к ученику по имени, когда что-то ему говорите.

Не требуйте от учеников взгляда в глаза. Людям с аутизмом трудно поддерживать глазной контакт по разным причинам. Есть данные о том, что частично это объясняется тем, что им трудно обрабатывать слуховые и зрительные стимулы одновременно. Другие люди с аутизмом могут избегать взгляда в глаза, потому что они думают и/или пытаются на чем-то сосредоточиться.

Используйте конкретный язык. Говорите как можно проще и по делу.

Будьте осторожнее с метафорами, сарказмом и иронией. Люди с аутизмом могут очень буквально понимать язык. Многие из них воспримут фразу «Возьми себя в руки!» или крик «Горько!» на свадьбе буквально. Я помню, как несколько лет назад один мой ученик был очень озадачен, когда я рекомендовал ему «попридержать коней».

— Объясняйте все фразы, которые имеют двойное значение.

— Предоставляйте ученику с аутизмом дополнительное время на реагирование. После каждой инструкции рекомендуется ждать как минимум 6 секунд и только потом повторять свою просьбу.

Командный подход

— В планировании подходов должны участвовать не только учителя, но и родители и сами ученики. Главный залог успеха — здоровые отношения между школой и родителями.

— Ведите ежедневные листы обратной связи от школы — родителям, и от родителей — школе. Это улучшает ваше взаимодействие с родителями и гарантирует последовательность в подходе к ребенку.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».