24.03.14

Вопрос-ответ. Как сделать поход в музей увлекательным для ребенка-аутиста?

Рекомендации педагогам и родителям по организации похода в музей с аутичным ребенком

Перевод: Александр Аносов
Редактура: Ольга Вастьянова
Источник: National Autistic Society

 

dry-ice

 

За последние десять лет музеи сильно изменились. Во многих из них уже не встретишь традиционных стеклянных шкафов и тишины в залах. Сегодня музеи делают ставку на интерактивность. Посетителям предлагают не только смотреть, но и трогать, нюхать, слушать, а подчас даже пробовать на вкус.

Безусловно, преобразования — к лучшему. Но детям с аутизмом они могут доставить неудобства. Для этих ребят нахождение в незнакомом месте само по себе испытание. Интерактивность может вызвать или усилить тревогу. Вместе с тем, не станем отрицать, что музеи полезны для развития и образования ребенка. Музеи способны поддерживать существующие и развивать новые интересы у детей.

Современные музеи стремятся быть доступны каждому. Их сотрудники всегда помогают посетителям, но не всегда знают, как сделать это лучше. Поэтому, перед тем как пойти в музей, пообщайтесь с его представителями, расскажите им об особенностях детей с аутизмом.

Далее мы расскажем, как сделать посещение музея максимально интересным и комфортным.

Как предупредить трудности восприятия?

Перед походом в музей поговорите с ребенком. Разговор о возможных трудностях уменьшит его стресс. Расскажите, что ждет его в музее, постарайтесь свести количество сюрпризов к минимуму. Объясните, чем музеи отличается от других подобных учреждений, познакомьте ребенка с правилами, которых придерживаются посетители. (Для подготовки ребенка к новому месту можно использовать социальные истории).

Нередко освещение в музеях тусклое. Это сделано для сохранения экспонатов — яркий свет может навредить старинным предметам, например, тканям. Непривычная «темнота» — потенциальный источник беспокойства для ребенка-аутиста. О ней стоит предупредить заранее.

Помните, другие посетители музея могут воспроизводить видео и включать звуковое сопровождение. В случае если ребенок чувствителен к шуму, это спровоцирует его негативную реакцию. Возьмите с собой беруши или наушники.

Яркие цвета и интерактивные экспозиции способны вызвать перегрузку нервной (сенсорной) системы. Заранее уточните, есть ли в музее спокойное место для отдыха, если ребенку потребуется перерыв.

На что обратить внимание?

Музеи подчас кажутся чем-то бесконечным. Такое впечатление создают множество объектов и сами здания музейных комплексов. Перед экскурсией постарайтесь обзавестись картой музея — обычно её можно скачать в интернете. Но имейте в виду, выставки могут быть временными, а залы периодически закрывают — убедитесь, что у вас на руках актуальная информация.

Бывает, что музеи забиты битком. Специальные акции и выставки только способствуют притоку посетителей. Дети, которым непросто делить свое личное пространство с кем-либо, могут испугаться толпы. Объясните ребенку, к кому в случае необходимости можно обратиться за помощью. Куда идти, если вдруг потеряется.

Если вы учитель и ведете в музей группу детей, возможно, ваши ученики захотят подготовить вопросы для сотрудников музея. Экскурсоводы любят отвечать на вопросы посетителей.

В некоторых музеях гиды одеваются в костюмы согласно тематике экскурсий. Также там могут быть восковые фигуры, созданные по образу и подобию людей. Это может испугать детей с аутизмом. Расскажите ученикам, кто эти люди и чем они занимаются (или — для чего здесь куклы).

Как спланировать поход в музей?

Четкое планирование помогает заранее отсечь многие проблемы.

— Прочитайте рекламный буклет и посмотрите сайт музея.

— Предварительно позвоните или сами сходите в музей. Важно заранее понять, что будет самым интересным и самым сложным для ребенка. К примеру, в некоторых музеях выставлены скелеты и маски. Возможно, зная об этом заранее, вы не захотите показывать их детям. Кроме того, во время ознакомительного визита стоит посмотреть, что представляют собой столовая и туалеты.

— Уточните, когда в музее нет очереди (дни недели, время). Как правило, самое удачное время для экскурсии с одним ребенком или группой школьников — начало учебного периода (четверти, семестра).

— Максимально подробно расскажите сотрудникам музея об особенностях детей. Это позволит скорректировать программу посещения непосредственно под вас. Знание всех нюансов сделает посещение музея более комфортным. Например, если в группе есть дети, восприимчивые к шуму, сотрудники музея по вашей просьбе выключат звуковое сопровождение.

— Все мы волнуемся, когда не знаем, чего нам ждать. Перед походом в музей обсудите с ребенком или группой учеников, что они смогут увидеть. Подготовьте наглядные материалы с обзором предстоящего дня. Составьте визуальное расписание, указав в нем всю необходимую информацию о самой поездке, об обеде и обо всех остальных действиях, которые предстоят детям. Разумеется, не стоит расписывать все слишком подробно. Помните: не все зависит только от вас, бывают и форс-мажоры.

На месте

Если вы собираетесь в большой музей, в нем стоит выбрать два-три зала, в которых хотите побывать больше всего. Такой подход поможет максимально подробно изучить предметы на выставке.

В музее старайтесь смотреть на все глазами детей. Предложите им обсудить сходства и различия прошлого и настоящего. Контраст между старым и новым в музее особенно заметен.

Уточните, можно ли фотографировать в музее. Предложите детям взять с собой альбомы для заметок. Все это поможет запечатлеть ваш поход в музей. Детям наверняка понравится. Обратите внимание, в фойе музея должны быть буклеты. С их помощью дети смогут украсить свои альбомы.

Непременно купите несколько открыток с изображениями самых интересных экспонатов. Не менее важная вещь — диск с видеогидом. Причем он будет полезен как до, так и после посещения музея.

Помните, хороший план позволит вам провести время в музее с комфортом и пользой.

Спасибо Александру Аносову за перевод и Ольге Вастьяновой за редактуру.