20.10.15

Вопрос-ответ. Как развивать внутреннюю мотивацию у детей с аутизмом?

Поведенческий аналитик о развитии мотивации детей с РАС во время учебы

Источник: Bringing ABA

 

inner-motivation1

 

Вы не поверите, как часто меня спрашивают: «За что работает этот ребенок?» И мне этот вопрос говорит об одном: спрашивающий недостаточно заинтересован в развитии внутренней мотивации во время работы с ребенком. Есть такое ошибочное предположение, что дети с РАС будут участвовать в обучении только в обмен на ощутимое поощрение (например, конфеты, напитки, игрушки). Однако значительный процент детей с РАС, с которыми я работала, могли получать ощутимое поощрение достаточно редко при условии, что само занятие было для них поощрением.

Существует множество способов сделать сам учебный процесс поощрением для детей с РАС. Вот лишь несколько идей (наверняка у вас найдутся и собственные идеи, которые можно добавить к этому списку):

1. Включайте специальные интересы и увлечения детей в само обучение. Например, вместо того, чтобы разрешать ребенку поиграть с паровозиком Томасом после чтения, читайте вместе книгу про Томаса, а игрушку используйте в качестве наглядного пособия.

2. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Очень часто дети с РАС кажутся немотивированными, однако на самом деле они скорее волнуются и переживают. Например, если задание требует больше коммуникативных, социальных или когнитивных навыков, чем есть у ребенка, то, понятное дело, он не захочет его делать. Например, если сильная сторона ребенка — чтение слов, но ему очень трудно отвечать на вопросы в классе, то вы можете мотивировать ребенка, если вместо этого он прочитает ответ на вопрос. После того как ребенок привыкнет читать ответ, вы сможете уменьшать эту помощь и увеличивать способность ребенка ответить без написанных слов.

3. Превратите себя в обусловленное социальное поощрение. В стародавние времена, когда я работала с детьми по методу отдельных блоков, я определенно не превращала себя в социальное поощрение. К стыду моему, когда я появлялась, дети бежали в противоположном направлении и молили о пощаде. За годы я смогла отучить себя от «голоса педагога» и начала вести себя в более естественной, теплой и дружелюбной манере, мотивируя детей общаться со мной.

4. Гарантируйте ребенку успех. Разве вам не приятно, когда у вас что-то хорошо получается? А то как же! Тогда почему мы не думаем о том, что если ребенок с РАС успешен во время учебы, то этот успех сам по себе может стать социальным поощрением. Для того, чтобы обеспечить успех убедитесь, что все задания соответствуют его уровню развития, и что вы создали все условия, чтобы ребенок добился нужного результата. Если вам постоянно приходится давать подсказки большого уровня, то данное задание не соответствует нынешнему развитию ребенка.

5. Используйте естественные и социальные поощрения. Прежде чем решать, что вам не обойтись без ощутимых поощрений, попробуйте найти естественное или социальное поощрение. Естественное поощрение — это те последствия поведения, которые следуют за ним в естественной ситуации. Например, если ребенок говорит «мяч», то естественное поощрение — дать ему мяч. Если ребенок говорит «Мне нужна помощь», то естественное поощрение — оказать ему помощь. Социальные поощрения включают конкретную похвалу, улыбки, «дай пять», щекотку (если это уместно), большие пальцы вверх и так далее. Хотя с социальными поощрениями важно не переборщить, они могут оказаться очень сильными, если применять их естественным образом. И это касается всех людей. Когда у меня вышла книга, то я в первую очередь показала ее маме, потому что так я получила больше всего конкретной похвалы!

Также смотрите:

Как мотивировать ребенка на начало занятия

Как расширить интересы ребенка с аутизмом

Как выбрать и как изменить положительное подкрепление для ребенка с аутизмом

Как использовать положительное подкрепление в условиях школьного класса

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».