05.01.14

Вопрос-ответ. Как приучить детей и подростков с аутизмом к правилам гигиены?

Рекомендации родителям аутичных детей по созданию рутины для гигиенических процедур

Источник: Барбара Р. Лестер / Barbara R. Lester
Источник: ASD Specialist

 

bathtime

 

Один из наиболее распространенных вопросов от родителей: «Как мне заставить ребенка принимать душ (принимать ванну, самостоятельно намыливаться в душе, запомнить все шаги, необходимые, чтобы помыться, и так далее)». В области приучения ребенка с аутизмом к очищению тела то и дело возникают проблемы. Частично это объясняется тем, что проблему в этом видит только одна сторона (обычно родители), в то время как дети с аутизмом жалуются на то, что выглядит для них как бесконечные попреки. В то же время сами дети редко говорят, что они хотели бы научиться лучше чистить зубы, лучше наносить дезодорант или мыть волосы шампунем. Не думаю, что когда-нибудь вообще слышала ребенка с аутизмом, который бы мечтал о таком, но от родителей такое слышишь каждый день! Чистота и приятный запах собственного тела не являются важным приоритетом для большинства детей в спектре аутизма. Ведь такие задачи никак не сравнятся с куда более важными целями — постройкой самой большой в мире крепости из лего или чтением последнего тома любимой манги.

Визуальный список шагов

В первую очередь, нужно подумать о том, чтобы облегчить этот процесс с помощью визуального расписания, либо каких-то других визуальных подсказок. Мне всегда была симпатична идея заламинированного визуального списка шагов, который описывает разные этапы необходимых гигиенических процедур. Такой список шагов можно составить как из картинок, так и из слов для хорошо читающих детей. Визуальный список, по сути, заменяет родителя, стоящего над душой ребенка в ванной и напоминающего о каждом следующем шаге, или, еще хуже, делающего каждый шаг вместе или вместо ребенка. Конечно, мы должны учитывать возраст и способности ребенка, но, в конечном итоге, мы хотим, чтобы все дети могли самостоятельно мыться без помощи родителей!

Если вы до сих пор помогаете ребенку в душе, и эта помощь уже становится несоответствующей возрасту, то начинайте обучать его самостоятельности с помощью техник прямой или обратной цепочки. Это значит, что вы помогаете ребенку на всех шагах, описанных в вашем визуальном списке, за исключением самого первого или самого последнего. Вы начинаете учить и поощрять ребенка делать этот самый первый/последний шаг полностью самостоятельно. Как только этот навык доведен до совершенства, и ребенку больше не нужно ни напоминать об этом шаге, ни помогать ему, вы переходите ко второму/предпоследнему шагу, и так, пока не охватите все шаги без исключения.

Переход от одного шага к следующему

Хотя присутствие визуального списка шагов может помочь, дети могут «застрять», если им трудно понять, на каком именно месте списка они находятся. Нужно проявить творческий подход, чтобы помочь ребенку каждый раз отмечать свое успешное продвижение по списку. Например, можно использовать мыльные карандаши (специальные карандаши из мыла, которые легко и быстро смываются), чтобы ребенок вычеркивал тот шаг на ламинированном списке, который он уже сделал. Простое вычеркивание шагов помогает ребенку отслеживать весь процесс и продвигаться вперед.

Не так давно я работала с одной девочкой, которая очень любила петь, и мы придумали для нее специальную песенку для мытья каждой части тела по ее визуальному списку. Она могла петь во время мытья, и это помогало ей не забывать, на каком этапе списка она сейчас находится. Для другого мальчика мы включали музыку в ванной, и как только заканчивалась песня, он знал, что должен перейти на мытье другой части тела! Конечно, оба таких подхода потребуют весьма коротких песенок, но даже с продолжительными песнями такой метод будет плодотворен по сравнению с тем, что было раньше. Возможно, родители или ребенок смогут сделать какую-нибудь специальную запись, которая будет проигрываться в ванной, направляя ребенка от одного шага к другому.

Структура в ванной комнате

Иногда можно использовать две водонепроницаемых коробки для туалетных принадлежностей ребенка необходимых во время одной гигиенической процедуры. Одна коробка будет «Надо сделать», а вторая коробка — «Уже сделано». Задача ребенка использовать данное средство (по назначению), а потом переложить его из первой коробки во вторую. Например, в коробке «Надо сделать» для душа могут лежать мыло, шампунь и бальзам-ополаскиватель. (Хотя, если это возможно, попробуйте покупать своему ребенку одно из тех средств, которые можно использовать и для мытья тела, и для мытья головы. Однако у многих таких средств очень сильный запах, который может быть невыносим для ребенка или подростка с аутизмом). Ребенок использует мыло из «Надо сделать» для мытья всех соответствующих частей тела, а потом положит мыло в коробку «Уже сделано». Потом он использует шампунь, потом бальзам-ополаскиватель.

То же самое можно сделать на полочке над раковиной, включив в коробки такие предметы как зубную щетку, зубную пасту, зубную нить, средство для умывания лица или мыло, щетку или расческу, дезодорант и средства против подростковых угрей. После использования одного средства оно перекладывается в соседнюю коробку, после чего выбирается следующее.

Предупреждение насчет наград

Может быть полезно награждать ребенка сразу после завершения всех шагов, чтобы сформировать у него положительные ассоциации. Однако следует проявлять осторожность. Я знала немало детей, которые мыли лишь одну прядь волос шампунем, чтобы родители посчитали, что вся голова вымыта. Такие же трюки дети вытворяют во время чистки зубов. Вы не хотите вводить систему наград, а в итоге награждать хитрые уловки!

Создание рутины на долгие годы

Пара советов. Перемены трудны для наших детей с аутизмом, так что помните, что всегда надо дополнительно работать над переходом от приема ванны (обычный метод мытья для маленьких детей) к душу (предпочитаемый метод мытья для детей старшего возраста и подростков), поскольку сами они с таким переходом не справятся. Кроме того, если маленький ребенок не принимает ванну ежедневно, то я рекомендую не дожидаться полового созревания (когда в этом действительно возникнет необходимость), а сразу переходить на ежедневное принятие душа, иначе рутина более редкого мытья может оказаться слишком жесткой для изменения. Наконец, попробуйте создать для вашего ребенка такую рутину гигиенических процедур, которая будет нормальна в старших классах школы или даже во взрослом возрасте. Это может быть прием душа каждый день перед сном, либо душ каждое утро после подъема. Пусть ребенок привыкнет к рутине, которая будет работать всю его жизнь.

Share to Facebook
Share to LiveJournal