20.05.14

Записки аутиста. Как помочь ребенку с синдромом Аспергера найти друзей?

Рекомендации взрослого с синдромом Аспергера родителям детей с этим диагнозом

Автор: Гэвин Боллард / Gavin Bollard
Перевод: Елена Черновская
Источник: Life with Aspergers

 

friendship-as

 

«С кем ты играл сегодня в школе?» — обычный вопрос матери, ответом которому было бормотание: «Ни с кем …» И это одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители и их дети с синдромом Аспергера.

Подружиться непросто, а поддерживать дружбу еще сложнее. Еще в ноябре я написал статью о моем собственном опыте, как я взрослел и находил друзей, но на этот раз я хочу предложить некоторые советы и рекомендации для родителей, чьим детям сложно устанавливать дружеские связи.

Как распознать друга

Дружбе предшествует ряд шагов, которые не являются инстинктивными для детей с синдромом Аспергера. Первый шаг к дружбе — это узнавание, шаг, который состоит из двух частей — узнавание лица и запоминания имени. Первая часть обычно не вызывает сложностей, хотя некоторые дети не узнают лиц вообще, а некоторые имеют трудности с узнаванием, когда окружающие меняют свою прическу или другие аспекты внешности. В моем детстве были периоды, когда я не понимал, что ребенок, с которым я подружился год назад, был тем же самым мальчиком, который только что подошел и заговорил со мной.

Иногда моей маме приходилось вмешиваться и говорить: «Ты разве не помнишь Аарона, ты играл с ним в футбол весь прошлый год…» Порою я отвечал: «Нет, это был другой Аарон», но ее слова заставляли меня задуматься и часто ее подсказки давали мне возможность возобновить дружбу.

Запомнить имя гораздо сложнее, и нередко некоторые дети на протяжении нескольких месяцев не в состоянии запомнить имя своего учителя, не говоря уже об именах своих одноклассников. Особой проблемой для меня было то, что я всегда был очень осторожен с именами, так что даже не рисковал их произносить. Я, возможно, прекрасно знал, как зовут учителя, но я никогда не произносил его имя вслух, чтобы не ошибиться.

Потребовалось время, чтобы моя мама осознала это, и, в конце концов, она начала говорить и записывать для меня имена моих учителей, пока я не почувствовал себя увереннее.

Почему имена важны

Одна из самых неприятных вещей, что может случиться, это ситуация, когда ты не можешь назвать чье-то имя. Мой младший сын каждый день играл с одним мальчиком в детском саду. Они были большими друзьями и, очевидно, этот мальчик имел обыкновение каждый день говорить о моем сыне дома, называя его по имени. Однажды, когда моя жена забирала его, она спросила, как зовут этого мальчика, и наш сын ответил: «Я не знаю!» Это вызвало очень эмоциональную реакцию от матери мальчика, которая стояла неподалеку.

Видимо, их семья неоднократно слышала дома имя нашего сына, а он сам даже не знал имени своего друга. Мама мальчика не понимала, что наш сын не нуждается в имени, чтобы поддерживать с кем-то крепкую дружбу.

Запоминание имен

Одно из хороших упражнений — использовать школьные фотографии, чтобы помочь вашему ребенку запомнить имена. Полезно держать копии этих фотографий рядом с тем местом, где вы и ваш ребенок делаете домашние задания и обсуждаете дела в школе; или, возможно, даже рядом с обеденным столом. Поставьте цель запоминать одно или два имени за вечер. Делайте это в игре, как бы случайно, а не намеренно. Так ребенок научится ассоциировать имена и лица, а не просто заучивать список наизусть. Для достижения наилучших результатов, начните с вопроса вашему ребенку, с кем он играет, кто в его классе. Вы также можете попросить его указать на фото хулиганов или детей, имеющих схожие с ним интересы.

Запоминание имен и ассоциирование их с лицами — это важный шаг в создании дружеских связей.

— Привет! Меня зовут…

— Привет! Это же ты…

Общие интересы

Один из лучших способов помочь вашему ребенку с синдромом Аспергера найти друзей — это найти детей со схожими интересами. Чтобы сделать этот процесс проще, предложите вашему ребенку взять с собой что-нибудь, связанное с его интересами. Например, если он любит футбол или конкретную футбольную команду, тогда попытайтесь отправить его в школу с «фирменными» предметами, такими как пеналы, книжные обложки, и, если форма не является требованием в вашей школе, предложите одежду с тематической символикой. Но следите за тем, чтобы все соответствовало возрасту. Отправка 14-летнего подростка в школу с символикой «Губки Боба» может привлечь нежелательное внимание хулиганов.

Когда ваш ребенок приходит домой, спросите его, кто обращал внимание на эти фирменные отличия, попытайтесь отыскать положительные и/или повторные комментарии. Возможно, вашему ребенку не обойтись без небольшой помощи от вас, так что будьте готовы поддержать его, предложив заговорить с тем ребенком, который проявляет к нему интерес.

Организация встреч для игр

Если общий интерес становится очевидным, рассмотрите вопрос об организации встречи для игр или совместного подхода куда-либо в выходные. Если ваш ребенок не в состоянии успешно передать сообщение, вы можете связаться с учителями для помощи. Учителя не смогут дать вам номер телефона другого ребенка, но передадут ваш номер, так как от вас получено разрешение.

При организации встречи для игр, убедитесь, что к вам в гости придет только один ребенок. Приглашение двух друзей сразу несет в себе риск, что два посетителя будут играть друг с другом без вашего ребенка. Если у вас двое детей, то лучше пригласить двух друзей, чтобы избежать ситуации, когда один из ваших детей играет с другом, предназначенным для другого.

Если вы организуете развлекательное мероприятие вдали от дома, постарайтесь выбрать место, где нет других детей — или, по крайней мере, нет высокой вероятности встречи с общим другом. Парки, например, полны других детей и все это может привести к тому, что встретятся другие ребята, которые случайно играют рядом.

Обязательно пригласите родителей другого ребенка, чтобы они также могли присутствовать на мероприятии. Некоторые родители оставляют ребенка и убегают, другие считают необходимым внимательно следить за своим ребенком в новой ситуации. Это особенно верно, когда речь идет о детях разного пола. Это может показаться необычным, но если у вас мальчик, у которого нет друзей, то лучше подружиться с девочкой, чем не иметь друзей вовсе.

Посмотрите, играет ли ваш ребенок со своим новым другом или нет. Если нет, спросите вашего ребенка, почему. Вашему ребенку, возможно, требуется небольшой совет о том, как начать общение.

Постарайтесь сразу не настаивать на взаимных договоренностях. Некоторые родители не справляются с несколькими детьми одновременно и не любят брать на себя ответственность за такие мероприятия. Иногда ответное приглашение может последовать немедленно, а иногда его вообще не будет.

Это само по себе не является проблемой до тех пор, пока ваш ребенок не сообщает о более чем одном событии, куда пригласили одного или нескольких других одноклассников, а его — нет.

Если такое происходит, то часто лучше оглядеться вокруг и поискать других друзей, чем «толочь воду в ступе».

Спасибо Елене Черновской за перевод.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».