Вопрос-ответ. Как поговорить с аутичным подростком о свиданиях?
10 советов родителям детей с аутизмом от психологов
Что бы вы посоветовали родителям о том, как поговорить о свиданиях и близости с подростками, у которых есть аутизм?
На вопрос отвечают доктор психологии Линдси Стерлинг и аспирантка Сиена Уитхем, которые занимаются исследованиями и терапией для подростков с аутизмом.
Мы очень рады ответить на этот вопрос, учитывая, что многие подростки и их родители интересуются этой темой. Для многих подростков с аутизмом проблемы, связанные со свиданиями и сексуальностью, возникают позднее, чем ожидается. Но каждый ребенок уникален. Некоторые начинают проявлять подобный интерес в раннем подростковом возрасте, в то время как у других он появляется гораздо позже. Независимо от этого, половое созревание сопровождается физическими изменениями, которые делают этот вопрос актуальным для большинства семей.
Конечно, первые свидания — это важная, но трудная часть жизни для любого подростка. Тем не менее, существуют сложности, которые особенно актуальны именно для подростков с аутизмом. Эти сложности не являются непреодолимыми. Просто нужно их учитывать, чтобы помочь своему подростку.
Несоответствие между социальной и физической зрелостью
Во-первых, важно не забывать, что социальная зрелость подростка может не соответствовать его или ее физической зрелости. Другими словами, многие подростки с аутизмом начинают испытывать половое влечение до того, как они становятся достаточно социально компетентными для того, чтобы ходить на свидания. Важно учитывать, что обычно подростки учатся социальным правилам поведения на свиданиях, когда они общаются со своими друзьями. У многих подростков с аутизмом просто не было социальных возможностей для изучения этих правил.
Обмен социальными сигналами
Также важно помнить, что социальные сигналы, связанные со свиданиями и флиртом могут быть очень сложными, непостоянными и неявными. Всем бывает сложно их интерпретировать. Это особенно трудно, когда аутизм затрудняет способность считывать социальные сигналы и отвечать соответствующим образом. Это может вызывать замешательство у подростка и дискомфорт и недовольство у другого человека. Пропущенные социальные сигналы могут вызвать у другого подростка ощущение, что его или ее чувства специально игнорируют.
Подходящие кандидаты
Свидания начинаются с определения подходящих «кандидатов» для свидания. Однако многие подростки с аутизмом даже не задумываются о том, кто может быть для них «подходящей парой», а просто готовы согласиться на любые отношения. Очень важно обсудить это с подростком. Но, конечно, ваши взгляды на «подходящую пару» не обязательно совпадут с мнением подростка!
Свидания связаны с очень сложными вопросами, и каждая семья дает на них свои ответы. Например, нужно ли подростку сообщить человеку, с которым он или она хочет встречаться, о своем диагнозе? Может быть, подростку стоит искать для свидания другого человека в спектре аутизма?
Десять советов
С учетом этих проблем мы подготовили несколько советов для подготовки подростка к свиданиям и близости. Это просто общие рекомендации. Их применение на практике зависит от возраста, жизненного опыта и социальных навыков конкретного подростка.
1. Поощряйте открытый диалог. Вам нужно, чтобы подросток не стеснялся говорить с вами о свиданиях. Так что важно заранее «нормализовать» этот вопрос. Например, напомните подростку, что первые свидания являются проблемой для всех. Это и не должно быть просто!
2. Проявляйте инициативу. Если подросток не заговаривал на эту тему, важно выбрать подходящий момент, когда он или она будет в хорошем настроении, и упомянуть, что вы готовы обсудить вопросы свиданий и сексуальности в любой момент. Подчеркните, что люди начинают интересоваться этими вопросами в разном возрасте, и это нормально.
3. Если вы подозреваете, что у подростка могла быть какая-то сексуальная активность, либо есть возможности для сексуальной активности, поговорите об этом прямо сейчас. В такой ситуации, даже если подросток не хочет говорить об этом, обсудить вопросы сексуальности крайне важно. Например, важно мягко убедиться, что подросток понимает, как наступает беременность, осознает существование и пути передачи половых инфекций, знает об их профилактике. Если у подростка был половой контакт важно поговорить с врачом о медицинских аспектах ситуации.
4. Если подросток воспринимает проигрыш ситуаций по ролям, попробуйте проиграть типичные сценарии для свиданий. Во время проигрыша по ролям оцените, как подросток проявляет интерес, говорит комплименты, подает ли нужные невербальные сигналы (например, улыбается, кивает в знак согласия, поддерживает контакт глазами). Объясните, что эти виды поведения являются положительными сигналами для другого человека.
Объясните, что всем нравятся те люди, которые проявляют к ним искренний интерес. Моделируйте для подростка поведение, которое говорит об интересе к собеседнику, и помогите ему потренироваться в нем. Проведите вместе «мозговой штурм», чтобы определить все возможные уместные темы для разговора во время свидания.
5. Обсудите, с кем можно ходить на свидания, когда и где можно пригласить на свидание.
— С кем можно ходить на свидания? Только с человеком твоего возраста, с тем, кто тебе нравится, с тем, кто беседует с тобой и ведет себя дружелюбно и по-доброму.
— Когда можно пригласить кого-нибудь на свидание? Когда вы уже хорошо знакомы друг с другом, и если ты чувствуешь возможный интерес.
— Где можно пригласить на свидания? Как правило, только когда рядом нет других людей.
— Как пригласить кого-нибудь на свидание? Спросить, есть ли у нее или него свободное время, чтобы как-нибудь встретиться. Оценить заинтересованность. Запланировать время и место для какого-то совместного занятия, которое связано с вашим общим интересом. Убедиться, что у вас есть контактная информация друг друга. Подтвердить, что все в силе, перед свиданием.
6. Объясните, что все сталкиваются с отказами. Обсудите возможные причины, по которым кто-то может отказаться от свидания. Может быть, человек уже с кем-то встречается, слишком занят учебой или просто не заинтересован в отношениях. В то же время, подчеркните, что никогда нельзя знать наверняка почему кто-то не хочет с вами встречаться.
7. Обсудите практические и конкретные шаги, связанные со свиданиями. Убедитесь, что подросток понимает, когда и где состоится свидание, знает, как туда добраться и вернуться обратно.
8. Подросток собирается обниматься или целоваться в конце свидания? Если да, то помогите подростку разобраться в связанных с этим социальных сигналах. Обсудите, как вежливо спросить, можно ли обнять или поцеловать, если не совсем понятно, заинтересован ли в этом другой человек. Попробуйте проиграть по ролям с подростком как задать такой вопрос.
9. Обсудите разные уровни близости. Например, держаться за руки — это меньший уровень близости, чем поцелуи. Объясните, что очень важно оставаться на том уровне, на котором тебе комфортно. Поговорите о том, что не надо копировать то, что показывают в СМИ, и что все происходит по-разному для разных людей.
10. Если пришло время свидания, помогите подростку выбрать подходящую одежду и выглядеть наилучшим образом. Также убедитесь, что у подростка с собой достаточно денег, чтобы заплатить за другого человека, если приглашение исходило от нее или него, или хотя бы оплатить свою долю.
Как ни страшна сама мысль о свиданиях, мы рекомендуем родителям подростков поддерживать своих детей, если они проявляют интерес к этой области. Несмотря на сложности, важно, чтобы свидания оставались для них позитивным опытом.
Также смотрите:
Социальные навыки для подростков и взрослых с аутизмом
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».