Вопрос-ответ. Как отучить ребенка с аутизмом от «пустышки» или бутылочки?
Поведенческий аналитик о том, что можно сделать, если ребенок с аутизмом слишком долго не может отвыкнуть от «пустышки»
Источник: barberabehaviorconsulting.com
У вашего ребенка или клиента с аутизмом есть зависимость от пустышки? Многие дети продолжают использовать пустышку даже после младенческого возраста. Особенно часто это относится к детям, у которых есть те или иные поведенческие трудности. Родители не знают, что делать, чтобы ребенок успокоился и замолчал, и обычно они сдаются и «затыкают» ребенка пустышкой, даже если она ему совсем не по возрасту.
У детей старшего возраста также может сохраниться зависимость от детской бутылочки. И бутылочки, и пустышки могут быть вредны в дошкольном возрасте, так как они мешают развитию речи, повышают риск проблемного поведения с целью получения предмета, а также негативно сказываются на развитии зубов (как молочных, так и коренных).
Вот несколько шагов для постепенного отучения ребенка от пустышки или бутылочки, если вы не готовы или не можете просто лишить ребенка предмета полностью.
— Проведите измерения: сколько раз в день ребенок пользуется пустышкой или бутылочкой, в какое время дня ребенок чаще всего просит пустышку, когда вы сами больше всего нуждаетесь в ней (когда укладываете ребенка спать, везете его на машине и так далее).
— Составьте план с ограничениями для отучения от пустышки на основе измерений. Например, давать бутылочку 4 раза в день, или давать пустышку только перед сном или в машине, или давать бутылочку только вечером, когда ребенок сидит в кресле-качалке.
Если у ребенка более одной бутылочки/пустышки, то спрячьте или выбросите все, кроме одной. (Тогда ребенок не сможет припрятать или случайно найти пустышку в периоды без пустышки). Можно, конечно, хранить одну пустышку в комнате ребенка и одну в машине, например, но вам нужно свести их количество к одной или двум и сохранять контроль над доступом к ним.
Например, если вы собираетесь ограничить доступ к пустышке временем подготовки ко сну, то положите ее в специальную коробку и уберите на верхнюю полку. Пусть ребенок убирает пустышку в специальную коробку по утрам, или когда проснется. Не прячьте пустышку таким образом, чтобы ребенок не понимал, куда она делась. Пусть он сам убирает ее в «коробку пустышки».
Каждый раз, когда ребенок убирает пустышку в коробку, сразу же давайте ему поощрение – какое-то очень любимое лакомство или игрушку.
Если ребенок не может отвыкнуть от бутылочки, то наливайте в бутылочку наименее любимый напиток, а самый любимый напиток в чашку. Также объединяйте питье из чашки с другими поощрениями, например, включайте любимые видео ребенка, когда он пьет из чашки в периоды без бутылочки.
Ребенок или клиент вряд ли поймет ваш сложный план по отучению от пустышки, и зачем он нужен. Однако даже младенцы реагируют на поощрение и другие поведенческие процедуры.
Никогда не давайте пустышку или бутылочку ребенку, если он плачет, чтобы их получить.
Если же ребенок плачет или проявляет проблемное поведение во время доступа к любому поощрению (включая пустышку или бутылочку), заберите у него предмет хотя бы на несколько секунд, чтобы показать ему, что плач не работает!
Как минимум, у ребенка не должно быть доступа к пустышке или бутылочке в любое время дня и ночи по требованию. Ему нужна ваша помощь, чтобы привыкнуть к новым ограничениям!
Сбор информации, планирование и претворение плана в жизнь может эмоционально измотать и вас, и ребенка, так что лучше всего выбрать для этого наименее стрессовое время, например, после поездки на отдых, после праздников и так далее. Главное не забывать, что эти шаги постепенно позволят взять под контроль проблему с пустышкой и помогут вашему ребенку.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».