Вопрос-ответ. Как определить функцию поведения при аутизме?
Любое, даже самое странное, поведение при аутизме, выполняет одну из четырех функций поведения, общих для всех людей без исключения
Источник: Educate Autism
«Функция поведения указывает на источник его подкрепления в окружающей среде» (Tarbox et al, 2009, p. 494).
Четыре функции поведения
Прежде чем пускаться в технические описания функций поведения, мы должны кратко описать четыре основных функции любого поведения.
№ 1. Социальное внимание
Человек может демонстрировать то или иное поведение, чтобы получить социальное внимание или любую реакцию от других людей. Например, поведение ребенка может проявляться, чтобы заставить взрослых посмотреть на него, посмеяться над ним, поиграть с ним, обнять его или отругать его.
Может показаться странным, что кто-то демонстрирует поведение для того, чтобы его отругали, но это вполне возможно, потому что для многих людей «плохое» внимание лучше, чем полное отсутствие внимания (Cooper, Heron & Heward, 2007).
№ 2. Получение желаемых предметов или занятий
Цель некоторых видов поведения в том, чтобы человек мог получить желаемый предмет или доступ к желаемому занятию. Например, ребенок кричит и вопит пока родители не купят ему новую игрушку (желаемый предмет) или не отведут в зоопарк (занятие).
№ 3. Побег или избегание
Не каждое поведение происходит, потому что человек может что-то «получить». Часто причина поведения в том, что человек хочет чего-то избежать или покинуть какую-то ситуацию (Miltenberger, 2008).
Например, ребенок может проявлять агрессию, чтобы учителя перестали давать ему учебные задания, а другой ребенок может наносить себе повреждения, чтобы его не вынуждали идти играть на улице с одноклассниками.
№ 4. Сенсорная стимуляция
Функция некоторых видов поведения вообще связана не с внешними факторами, но с внутренними, и такое поведение каким-то образом приносит физиологическое удовольствие, является «самостимулирующим» (O’Neill, Horner, Albin, Sprague, Storey, & Newton, 1997). Функция такого поведения — те или иные внутренние ощущения, которые являются приятными, или же уменьшение неприятных ощущений (например, боли).
Например, один ребенок раскачивается взад-вперед, потому что это доставляет ему удовольствие, в то время как другой ребенок потирает коленку, которую он ушиб о край стола. В обоих случаях дети не пытаются получить внимание или что-то желаемое, как не пытаются и избежать каких-то внешних требований.
Поведение всегда имеет причину
Поведение, которое человек демонстрирует неоднократно, всегда служит какой-то цели или выполняет для него какую-то функцию (O’Neill, et al, 1997). Обратите внимание на слово «неоднократно», потому что поведение человека может быть самым разнообразным, но если поведение повторяется, значит, оно выполняет какую-то функцию.
«Функция» поведения отвечает на вопрос: «почему это поведение происходит». Хотя может быть трудно понять, почему человек что-то делает (например, если это проблемное поведение, такое как нанесение себе повреждений или агрессия), но за ним всегда стоит какая-то функция (O’Neill, et al, 1997).
Важно отметить, что поведение может выполнять более одной функции (Miltenberger, 2008). Например, ребенок мог научиться причинять себе вред, чтобы покинуть класс и избежать заданий, и причинять себе вред на игровой площадке, чтобы привлечь внимание взрослых. В данном случае одно и то же поведение (самоповреждения) выполняет две разные функции в зависимости от ситуации, в которой находится ребенок.
Функция (почему) и топография (что)
Если ребенок причиняет себе вред, и мы описывает это поведение как «самоповреждения», то мы описываем топографию поведения. Топография отвечает на вопрос о том, «что» это за поведение, но она ничего не говорит о том, «почему» это поведение происходит. Именно поэтому важно определить функцию поведения, потому что только она описывает «почему» поведение присутствует (Cooper et al, 2007).
Другой пример: если человек «говорит». Сказать, что кто-то говорит, значит, описать топографию поведения, но она ничего не говорит нам о его функции. Кто-то может спрашивать у другого человека проезд, может читать лекцию студентам или пытаться пригласить другого человека на свидание.
Хотя необходимо четкое описание топографии поведения, очень важно определить и описать функцию поведения. Для этого проводится так называемый функциональный анализ поведения (ФАП). Без понимания функции поведения, любое вмешательство может оказаться неэффективным и/или привести к ухудшению поведения (O’Neill et al, 1997).
Функция и подкрепление
Причину, по которой происходит поведение, можно описать в терминах функции, которую оно выполняет, или подкрепления, которое ее поддерживает (Miltenberger, 2008).
Когда мы говорим о «подкреплении, которое ее поддерживает», то это значит лишь то, что мы можем описать причину поведения в терминах желательного для человека результата, к которому приводит поведение (Miltenberger, 2008).
По большому счету не важно, описываете ли вы функцию поведения или подкрепление, которое поддерживает поведение, потому что и в том и в другом случае вы говорите одно и то же, но с использованием разной терминологии.
Тем не менее, иногда полезно использовать оба термина для описания функции поведения. Например, вы можете сказать: «Поведение поддерживается положительным подкреплением, он бьет других детей на детской площадке, и функция этого поведения в получении доступа к качелям во время перемены».
Две общих функции поведения
В общем смысле поведение выполняет две функции: оно или позволяет человеку что-то получить, или позволяет убежать или избежать чего-то (Cooper et al, 2007).
Если поведение позволяет человеку что-то получить, то оно называется положительное подкрепление. Если же поведение позволяет человеку чего-то избежать или приводит к тому, что нечто убирается, то это называется отрицательное подкрепление.
Однако заявление о том, что причина поведения в том, что оно позволяет что-то получить или чего-то избежать, не слишком-то информативно.
Для точного и более информативного понимания функций поведения, нужно быть более конкретными. Для этого нужно разделить и положительное, и отрицательное подкрепление на два более специфических вида.
Социальное и автоматическое подкрепление
Положительное подкрепление можно разделить на «социальное» и «автоматическое» положительное подкрепление, в то время как отрицательное подкрепление можно точно так же разделить на «социальное» и «автоматическое» отрицательное подкрепление.
Социальное положительное подкрепление
Первый специфический вид подкрепления называется «социальное положительное подкрепление», это подкрепление происходит, когда поведение позволяет получить что-то благодаря действиям другого человека. Вот три примера социального положительного подкрепления:
Пример первый: Мальчик просит у матери стакан молока, а затем получает стакан молока. В данном случае поведение мальчика (просьба о стакане молока) требует, чтобы другой человек (его мать) способствовал тому, чтобы он получил стакан молока.
Пример второй: Комик рассказывает анекдоты на сцене, заставляя зрителей смеяться. Здесь поведение комика (рассказывание анекдотов) происходит с целью желательного для него результата (смех зрителей) и для этого поведения необходимы другие люди.
Пример третий: Девочка спрашивает своих родителей, можно ли пойти в зоопарк на выходных, и ей говорят, что можно. Так же как и мальчик, который просит стакан молока, девочка хочет получить доступ к занятию, и это поведение требует других людей для того, чтобы произошло подкрепление.
Автоматическое положительное подкрепление
Второй специфический вид подкрепления называется «автоматическое положительное подкрепление», и он имеет место, когда человек получает что-то в результате своих действий, но никто больше в этом не участвует. Три примера автоматического положительного подкрепления:
Пример первый: Мальчик наливает себе стакан молока. В этом случае его поведение само по себе приводит к подкреплению, потому что он получает то, что хочет, и никто больше для этого подкрепления не нужен.
Пример второй: Ребенок машет кистями рук ради собственного удовольствия (самостимуляция). Важно отметить, что сам факт того, что человек машет руками не говорит о том, что данное поведение подкрепляется автоматически. Именно поэтому мы должны отметить, что тряска кистями рук происходит ради собственного удовольствия. Другие люди могут трясти кистями по другим причинам (например, чтобы привлечь чужое внимание).
Пример третий: Ребенок включает компьютер, чтобы поиграть. В этом случае поведение включения компьютера предоставляет ему доступ к компьютерной игре, и никто больше ему для этого не нужен.
Социальное отрицательное подкрепление
Третий специфический вид подкрепления называется «социальное отрицательное подкрепление», и оно происходит, когда поведение позволяет человеку чего-то избежать или приводит к тому, что нечто убирается от человека благодаря действиям других людей. Три примера социального отрицательного подкрепления:
Пример первый: Мальчик просит мать убрать овощи с его обеденной тарелки, и мать убирает овощи с тарелки. Здесь поведение мальчика требует того, чтобы другой человек (его мать) способствовал избавлению его от овощей.
Пример второй: Вы переходите на другую сторону улицы, чтобы избежать разговора с человеком, который вам не нравится. В этом случае ваше поведение происходит для избегания нежелательной ситуации, которая связана с другим человеком.
Пример третий: Девочка на детской площадке кричит своему папе, что она хочет домой, и отец действительно ее уводит. Здесь поведение девочки происходит для того, чтобы избежать нахождения на детской площадке, и ей нужен другой человек (ее отец), чтобы способствовать такому результату.
Автоматическое отрицательное подкрепление
Четвертый специфический вид подкрепления называется «автоматическое отрицательное подкрепление», и оно происходит тогда, когда поведение позволяет человеку избежать или избавиться от чего-то благодаря результатам своих собственных действий, и другой человек в этом никак не задействован. Три примера автоматического отрицательного подкрепления:
Пример первый: Вы чистите зубы, чтобы удалить загрязнение. Ваше поведение подкрепляется тем фактом, что вы получаете то, что хотите (удаление загрязнения с зубов), и поскольку вы чистите зубы сами, и никто больше в этом не участвует, то это «автоматическое» подкрепление.
Пример второй: Почесывание зудящего места (Cooper et al, 2007). Функция такого поведения — остановить, уменьшить или избежать неприятной внутренней стимуляции или ощущения. Так что для того, чтобы поведение возникло, человек должен «почувствовать» неприятную стимуляцию, а поведение должно приводить к исчезновению неприятного внутреннего стимула.
Пример третий: Наведение порядка в комнате, чтобы избежать дальнейшей работы над отчетом. В данном случае функция поведения — избавление или избегание определенного вида деятельности в результате собственных действий, так как никто больше в этом избегании не участвует. Так что в данном случае до появления поведения человек должен был заниматься неприятной деятельностью или собирался ею заняться, а поведение позволяет человеку избежать этой деятельности или избавиться от нее.
Ссылки
Cooper, J., Heron, T., & Heward, W. (2007). Applied Behaviour Analysis. New Jersey: Pearson Education.
Miltenberger, R. (2008). Behaviour Modification. Belmont, CA. Wadsworth Publishing.
O’Neill, R., Horner, R., Albin, R., Sprague, J., Storey, K., & Newton, J. (1997). Functional Assessment and Programme Development for Problem Behaviour: A Practical Handbook. Pacific Grove, CA. Brooks/Cole Publishing Company.
Tarbox, J., Wilke, A., Najdowski, A., Findel-Pyles, R., Balasanyan, S., Caveney, A., Chilingaryan, V., King, D. et al (2009).Comparing Indirect, Descriptive, and Experimental Functional Assessments of Challenging Behavior in Children with Autism Journal of Developmental and Physical Disabilities, 21, 493-514. DOI: 10.1007/s10882-009-9154-8