25.09.13

Вопрос-ответ. Как оказать неотложную медицинскую помощь пациенту с аутизмом?

Руководство для медицинских работников в службах первичной медицинской помощи

Перевод: Лиана Емелина
Источник: CARD (Центр аутизма и сопутствующих заболеваний)

 

Taking care of the young

 

Аутизм является пожизненной неврологической инвалидностью, которая влияет на способность человека общаться, понимать язык, играть и социально взаимодействовать с другими людьми. Первые признаки аутизма обычно проявляются в возрасте до трех лет.

Каждый человек с аутизмом, индивидуален. Однако, можно выделить некоторые общие черты, присущие аутичным людям:

— Трудности в использовании и понимании языка;

— Трудности с социальными навыками и ориентировании в социальных ситуациях;

Повышенная или пониженная чувствительность к звукам, зрительным ощущениям, вкусам, прикосновениям или запахам;

Навязчивые и повторяющиеся действия, такие как вращение или выравнивание предметов по линии;

Трудности в случае изменений окружающей обстановки или устоявшегося порядка;

Проблемное поведение, такое как агрессия или нанесение себе телесных повреждений.

Что должны знать медработники о пациентах с аутистическими расстройствами

Семьи детей c аутизмом рано учатся тому, как предвидеть кризис и справляться с ним. Но когда ситуация требует экстренной медицинской помощи или поездки в приемное отделение больницы, команда опытного медицинского персонала и опекунов больных должна держать ситуацию под контролем. Зрительные ощущения, звуки, запахи и ускоренные темпы оказания экстренной медицинской помощи могут вызвать сенсорную перегрузку у человека с аутизмом. Следующие рекомендации подготовлены для работников служб неотложной помощи, врачей, а также семей людей с аутизмом.

Сократите период ожидания, насколько это возможно

— Учитывайте тот факт, что даже нахождение в шумной, заполненной людьми приемной может спровоцировать приступ острой тревоги и сложных вариантов поведения у аутичных детей; проводите опекуна и ребенка в тихое помещение для первоначального осмотра и регистрации.

— Если дежурная медсестра решит, что ребенок должен подождать некоторое время до осмотра врача, требуется как можно быстрее предоставить им спокойное место на период ожидания.

— Как можно скорее осмотрите ребенка и проведите процедуры, с целью сократить или свести к нулю время ожидания.

— При перевозке ребенка в другое отделение больницы, позвольте члену семьи сопровождать его.

— Задействуйте дополнительные возможности, которые имеются в распоряжении больницы; так, некоторые отделения скорой помощи нанимают игрового терапевта, в чьи обязанности входит помочь юным пациентам снизить тревожность или отвлечь внимание ребенка во время процедуры.

Лечебная команда: позвольте опекуну руководить вашими действиями для достижения успеха

— Всегда спрашивайте о предпочтительной для ребенка форме общения.

— Если ребенок не говорит, спросите, каким способом общения он может пользоваться, например, бумагой и карандашом, картинками, жестами или коммуникатором.

— Спросите опекуна, что именно имело положительный эффект во время предыдущих визитов к врачу.

— Поинтересуйтесь в отношении сенсорной чувствительности к свету, звуку, прикосновениям или запахам.

— Оцените реакцию на боль, многие дети имеют низкий или высокий болевой порог и могут не испытывать типичные ощущения тепла или холода.

— Помните, что некоторых детей привлекают блестящие предметы, и они могут схватить медицинские инструменты.

— Узнайте о предыдущих случаях обращения за неотложной помощью и эффективных методах для того, чтобы свести к минимуму тревожность и успокоить ребенка.

— Помните, что родители детей с аутизмом испытывают огромный стресс в повседневной жизни; контролируйте уровень стресса родителей и относитесь с уважением к их собственным методам преодоления стресса.

Измените обстановку

— По возможности переместите ребенка и опекуна в уединенное помещение для проведения осмотра и лечения.

— При необходимости приглушите верхнее освещение.

— Замените бумажные больничные халаты и простыни на столе для осмотра больного на тканевые.

— Будьте готовы встретить сопротивление в случае, если ребенок должен находиться в горизонтальном положении.

— Помните, что в случае любой непредвиденной ситуации может возникнуть ответная реакция «борьба или бегство»; следует выбрать такое помещение для проведения осмотра или лечения, которое поможет мотивировать ребенка остаться в нем.

— Регулярно проверяйте пациента на предмет признаков перевозбуждения.

Внимательное отношение со стороны команды врачей

— Старайтесь перейти на привычный для пациента уровень общения.

— Хвалите и подбадривайте его.

— Используйте успокаивающий язык тела и оставляйте пациенту максимальное личное пространство.

— По возможности, подготовьте медперсонал к работе на полу, на коленях опекуна, или в любом другом месте, в котором пациент будет чувствовать себя комфортно.

— Говорите тихим, спокойным голосом, используя минимум слов и прикосновений.

— Говорите медленно, используя простую немедицинскую терминологию, и делая паузы между просьбами.

— Используя нейтральный тон, скажите сопровождающему взрослому и ребенку обо всем, что собираются
сделать медработники, непосредственно перед совершением этих действий.

— Предоставьте пациенту дополнительное время для реагирования.

— Будьте готовы к минимальному контакту глазами со стороны пациента.

— В случае, если это возможно, позволяйте пациенту прикоснуться к медицинские приборам или подержать их в руках.

— Если пациент является ребенком, используйте по возможности куклы, плюшевые игрушки, или картинки для изображения хода медицинской процедуры.

— Если пациент взрослый, помните, что он может быть неспособен воспринимать прямые вопросы или давать осознанное согласие на лечение.

Придерживайтесь тактики сотрудничества

— Используйте поощрение в виде похвалы и ободрения с целью продуктивного взаимодействия.

— Игнорируйте действия, которые выглядят несколько необычно (непривычные движения тела, неожиданные голосовые сигналы, неуместные слова или комментарии).

— Используйте изображения, чтобы помочь пациенту сосредоточиться и показать, что должно произойти и что ожидается в итоге.

Будьте наготове, будьте проактивны

— Когда происходит сенсорная перегрузка и повышается тревожность, человек с аутистическим расстройством может ответить агрессивными действиями по отношению к другим людям, больничному оборудованию или самому себе.

— Это может выражаться в продолжительном крике, кусании, царапании, падении на пол, пинках и т.п.

— Попросите сопровождающих помочь переключить внимание пациента и успокоить его в случае, если ситуация обострится.

— Попросите медперсонал быть готовым при необходимости осторожно и спокойно оказать содействие.

Спасибо Лиане Емелиной за перевод.