Вопрос-ответ. Как обеспечить инклюзию ученика с отличиями в коммуникации?
Отсутствие или сильные ограничения в речи не делают инклюзию при аутизме невозможной
Источник: PaulaKluth.com
«В мой шестой класс приходит новый ученик, и я в тупике. Бен очень мало говорит, но иногда он пользуется электронным устройством для того, чтобы сделать выбор или поприветствовать кого-то. Он также немного знает язык жестов. Я не знаю, как включить его в свой класс или как строить свою работу с ним. ПОМОГИТЕ!»
Эта записка пришла ко мне на электронную почту через форму обратной связи. Ее отправила Рейчел, у которой раньше не было учеников с подобными отличиями в коммуникации. Беспокойство Рейчел вполне понятно. Ученик с таким уникальным учебным профилем, безусловно, ставит серьезную задачу перед учителем инклюзивного класса.
Идеи для инклюзии учеников с коммуникационными отличиями
Мой первый совет Рейчел заключается в том, чтобы посмотреть, что Бен может делать, и отталкиваться от его сильных сторон, а также предоставить остальным школьникам возможность больше узнать о различиях в коммуникации людей. Таким образом, я рекомендовала общаться с этим учеником, поощрять те способы коммуникации, которыми он обладает, и обучать всех школьников тому, какой бывает альтернативная коммуникация.
Общайтесь с учеником и ожидайте ответной коммуникации
Учителя, которые работают с учениками, не имеющими надежной коммуникации, иногда спрашивают меня: «Как мне с ней разговаривать? Как мне узнать, что она меня поняла?» По правде говоря, если ученик не располагает средствами коммуникации, то учитель не сможет понять, насколько хорошо его поняли. В подобных ситуациях учителю рекомендуется просто считать по умолчанию, что ребенок может учиться, и что ему интересны общение и учеба. Как напоминает нам Донеллан (1984) мы должны придерживаться принципа «наименее опасного предположения».
Хотя бы только из уважения учителя должны общаться со всеми учениками в равной степени, и это общение не должно сводиться к вопросам, указаниям и инструкциям. Другими словами, проблема в том, что ученики с серьезной инвалидностью очень часто страдают от избытка «учительских команд» в своей жизни, при этом им не хватает личного общения. Эти ученики могут нуждаться в учителе, который будет рассказывать им истории, делиться наблюдениями и опытом, поскольку эти ученики редко встречаются с таким типом общения.
Поощряйте все способы коммуникации у ребенка
Очень часто специалисты сосредоточены на том, что дети не могут делать, и начинают игнорировать то, на что они способны. Все ученики с инвалидностью владеют теми или иными способами коммуникации, даже если у них полностью отсутствует устная речь. Ученик может указывать на желаемые предметы? Она может выражать стресс, боль или радость с помощью мимики? Он может выразить просьбу с помощью предмета (например, схватить коробку для завтрака, когда он проголодался)? Она может использовать жестикуляции, чтобы сообщить о потребности, желании или чувстве (например, хлопать в ладоши, потому что ей хочется слушать музыку)?
Хотя команда педагогов, безусловно, хочет помочь ученику развить свои стратегии коммуникации, поддержка также должна заключаться в развитии и поощрении тех навыков и способностей, которые уже есть в наличии. Учитель вряд ли сможет правильно определить все способы коммуникации ученика всего лишь за несколько дней или недель. Так что лучше всего начать с интервью семьи и узнать у родителей, какие стратегии использует их ребенок для коммуникации.
Учите всех детей альтернативной коммуникации
Если ребенок с инвалидностью использует доску с картинками, чтобы сделать выбор, то учитель может попросить всех учеников делать выбор с помощью картинок в течение одного дня. Или учитель может попросить всех учеников раскладывать слова на буквы с помощью дактиля (азбуки в жестовом языке). Либо на одном из уроков учитель может попросить учеников не выкрикивать ответы, а записывать их на бумаге или показывать жестом «да» и «нет». Если в классе есть ученики, которые используют альтернативные модели коммуникации, учителя могут создать динамичную учебную обстановку и познакомить всех учеников с различными вариантами коммуникации, творчества и самовыражения.
Создавайте возможности для коммуникации
Дабы гарантировать, что у всех учеников есть возможности для коммуникации, учителя должны внедрять структуры и занятия, которые обеспечат такое взаимодействие. В одном классе учительница начинает каждое утро с «разминки» (Harmin, 1994). Она указывает на каждого из учеников в классе и просит их одного за другим предложить фразу из 3-5 слов, которая связана с ее подсказкой на этот день. Например, однажды утром она попросила всех учеников сообщить, что они узнали во время последней экскурсии в музей искусств. Ответы варьировались от «Пикассо был скульптором» до «Танцы — это тоже искусство». Учителя также могут просить учеников «повернуться друг к другу и поговорить», обсудив темы сегодняшнего дня или урока.
Педагоги могут попросить учеников отвечать на вопросы физически, а не вербально. Например, вместо того, чтобы спросить: «Кто скажет, что такое H20?», учитель может сказать: «Пусть встанут те, кто знает повседневное название H20».
Другой способ вовлечь всех учеников в общую работу класса — подготовить ученика с отличиями в коммуникации к его участию. Учитель может задать этому ученику вопрос до начала урока, чтобы ученик смог сформулировать ответ заранее, либо чтобы он просто почувствовал себя более расслабленно и уверенно, когда придет его очередь отвечать. Хотя такая подготовка зачастую бывает полезной для любого учащегося, она особенно важна для тех, кто пользуется какой-то вспомогательной системой или стратегией коммуникации.
Например, Джош, ученик без надежной коммуникации, часто принимает участие в дискуссиях класса с помощью маленькой портативной клавиатуры с синтезатором голоса. Его учитель всегда заранее предоставляет ему пятиминутный пересказ лекции, после чего задает ему вопрос для подготовки ответа еще до начала урока. Это дает ему время, чтобы напечатать ответ и поделиться им в соответствующее время во время групповой дискуссии в классе.
Заключение
Предоставление ученикам правильной поддержки в коммуникации — это ключ к достижению других успехов в школьном классе. Например, чем более сложной станет коммуникация ученика, тем более значимыми будут адаптации в учебном плане, а вероятность того, что ученик будет выражать свои потребности и желания с помощью проблемного поведения будет меньше. По этой причине такие учителя как Рейчел (педагог, приславший мне электронное письмо о своем шестиклассинке) поступят мудро, если сделают главный упор в программе обучения на коммуникацию. При тщательном планировании потребности Бена, ее ученика с инвалидностью, не просто будут удовлетворены, но помогут услышать и включить голос каждого в этом инклюзивном классе.
Ссылки
Donnellan, A. (1984). The criterion of the least dangerous assumption. Behavioral Disorders, 9, 141-150.
Harmin, M. (1994). Inspiring active learning: A handbook for teachers. Alexandria, VA: ASCD.