Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом самостоятельному досугу?
Рекомендации для родителей, чьи дети не умеют сами себя занять
Источник: I Love ABA
Очень часто я слышу от родителей такие жалобы: «целый день он занимается только самостимуляциями», «он просто бродит по дому и кладет все подряд в рот», «она все время смотрит в окно гостиной и все». Это говорит о нехватке навыков досуга.
Навыки досуга — это те навыки, интересы и хобби, которые нужны большинству из нас, чтобы отдохнуть или просто получить удовольствие. Это очень важные умения для жизни. При составлении программы ABA-терапии легко увлечься учебными и речевыми навыками, но при этом пропустить нечто важное, без чего картина будет неполной.
Зачем трехлетнему ребенку тратить время и учиться развлекать себя, даже если рядом нет взрослых? Потому что в один прекрасный день ему исполнится 19 лет. Что он будет делать тогда, когда ему станет скучно, а мама и папа будут заняты? Вращаться на месте? Стоять на голове? Будет ли он в состоянии подойти к шкафу, достать игру «Эрудит» и начать составлять слова из фишек с буквами? Для меня досуг — это кулинария, видеоигры или болтовня с друзьями онлайн. Если мне одиноко, грустно, скучно, если я испытываю напряжение или усталость, то никто не должен стоять у меня над душой и давать ценные указания о том, как поднять себе настроение. У меня есть навыки для того, чтобы выбрать себе занятие, начать его делать и самостоятельно завершить его.
Внимание, вопрос: Можете ли вы сказать то же самое о вашем ребенке с аутизмом? Что делает ваш ребенок, когда ему скучно? Может ли он развлечься, если вы не уделяете ему внимания? Когда ваш ребенок заканчивает одно дело, может ли он самостоятельно начать другое?
Я также рекомендую обучение навыкам досуга для тех детишек, которые тратят все свое время на повторяющееся поведение: они шатаются взад-вперед по комнате, бегают вверх и вниз по лестнице, крутятся на стульях, выстраивают в ряд игрушки, жуют пальцы и так далее. Недавно я завершила сбор данных по поведению клиентки, которая нарезала круги вокруг обеденного стола все два часа наблюдения. Она ходила вокруг стола на цыпочках, останавливалась, смотрела на меня, подпрыгивала несколько раз, и все повторялось снова. Ее родители заявили, что если оставить ее без присмотра, она будет заниматься этим весь день. Когда я вижу нечто подобное, то представляю себе огромный неоновый мигающий знак: «Обучай меня навыкам досуга!»
Прежде чем рассказать о том, как учить таким навыкам, позвольте мне рассмотреть типичные ошибки. Во-первых, даже если вам кажется, что определенная игра/занятие/игрушка станет приятным видом досуга для вашего ребенка, то это еще не значит, что так и будет. Поймите, что поначалу вам придется снова и снова обучать ребенка новым навыкам и поощрять его, прежде чем он начнет спонтанно и самостоятельно обращаться к новому занятию.
Во-вторых, для того, чтобы обучать ребенка навыкам досуга, необходимо будет ввести процедуру вымирания (отсутствия подкрепления) или дифференциального подкрепления альтернативного поведения (поощрение желательного поведения, которое приводит к тому же результату) для нежелательных видов поведения. Даже не пытайтесь конкурировать с тряской кистями рук, хождением на цыпочках или шатанием из угла в угол, предлагая вместо этого сыграть с вами в «Монополию» — вам не победить. Вместо этого поощряйте ребенка каждый раз, когда он делает то, что вы от него хотите (садится рядом и играет в игру), при этом игнорируйте, блокируйте или перенаправляйте ребенка тогда, когда он начинает заниматься не тем, чем бы вам хотелось (ходит взад-вперед по коридору).
Наконец, ваш лучший друг — систематические подсказки. Если я работаю с ребенком, который привык целыми днями играть в кухонной раковине и мычать себе под нос, то я не могу ожидать, что он будет играть со мной в игру «Яблоки к яблокам» целых полчаса. Это будет совершенно нереалистичной целью. Лучше начать с такой планки, которая гарантирует ребенку успех. Например, можно принести игру «Яблоки к яблокам», давать ребенку желанную награду за то, что он сидит тихо и молчит, и установить таймер на 5-10 секунд. Подсказывайте ребенку, как играть в эту игру, а когда таймер выключится, прекращайте. Постепенно увеличивайте время, которое ребенок должен посвятить игре, и постепенно уменьшайте уровень и частоту ваших подсказок.
Вот несколько стратегий, помогающих заменить неуместное поведение навыками досуга:
— Начните обучать досугу с простых «рабочих коробок» или «коробок для занятий», в которых лежат материалы для простых или привычных для ребенка задач. Например, у вас есть «рабочая коробка» с карандашами и вырезанными фигурами. Установите таймер и попросите ребенка раскрасить фигурки. Когда таймер выключится, уберите коробку. Постепенно увеличивайте продолжительность времени и вводите новые или неизвестные задачи. Со временем будет полезно выделить для ребенка специальное рабочее место, где он сможет самостоятельно заниматься, читать книги, собирать паззлы, пускать пузыри, играть в настольные или карточные игры и так далее.
— Используйте визуальное расписание «Сначала-Потом» с изображениями, чтобы объяснить ребенку, что он сначала должен заняться тем, что ему не очень нравится, а потом он получит желанную награду или любимое занятие. Например, «Сначала сядь и раскрашивай картинки, а потом пойдешь играть». После того, как ребенок поймет концепцию «Сначала-Потом», сделайте для него более продолжительное визуальное расписание с картинками, в котором будут чередоваться желанные и малоинтересные для него занятия. Например: «Полдник. Досуг, 2 минуты. Поиграть во дворе. Досуг, 4 минуты. Играть на планшете».
— С самого начала наряду с этими навыками обучайте самостоятельности. Сокращайте ваше участие в занятиях ребенка, как только это будет возможно. Попробуйте подсказывать только жестами или подсказывайте, стоя позади ребенка. Помните, в конечном счете, вам нужно, чтобы ребенок занимался этим полностью самостоятельно.
— Используйте доску выбора с картинками, чтобы ребенок сам решал, какое задание он хочет выполнить. Это особенно важно с детьми, которые часто отказываются слушаться — если у них будет выбор во время досуга, то процесс пройдет намного легче.
— Как можно больше поощряйте и награждайте ребенка каждый раз, когда он проводит время уместным образом, например, листает книгу или собирает паззл. Когда ребенок поглощен самостимуляциями или повторяющимся поведением, никак это не комментируйте и не уделяйте ему внимания, одновременно стараясь переключить его на что-то другое.
— В течение каждого часа предоставляйте ребенку множество возможностей для выбора вида досуга. Измените окружающую среду ребенка, если необходимо. Если любимое занятие вашего ребенка — играть на планшете, то с этого момента он может получить доступ к планшету после выполнения двух задач из коробки досуга. Спрячьте планшет или запарольте его, а затем используйте визуальное расписание, чтобы ребенок понял, как ему получить планшет. (Сначала «Время досуга», потом «Время планшета»).
Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».