Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом самомотивации?
Как помочь ребенку меньше зависеть от чужих поощрений
Перевод: Александра Чернова
Источник: Autism Consulting and Training
Многие родители знакомы с использованием системы подкрепления — предоставлением ребенку положительной обратной связи и использованием наград для усиления желательного поведения. Некоторые дети не будут складывать паззл из 10 частей пока не получат словесное поощрение, такое как «Отлично! Молодец!»
С взрослением ребенка становится все сложнее и затратнее поощрять его. Еда, особо любимое поощрение для маленьких детей, теряет свою привлекательность, да и использование системы жетонов тоже может потерять свою эффективность. И вы можете обнаружить, что в вашем телефоне не осталось свободной памяти из-за игр «Angry Birds» или «Super Mario Brothers», и у вас иссякли идеи как заставить вашего ребенка закончить домашнее задание или работу по дому, не вызвав у него истерики. Возможно, вы уже слышали от ребенка в ответ: «Мне все равно», «Это глупо», «Сам сделай это», «Я не хочу это делать».
Конечно, поощрение и подкрепление хорошего поведения важно, но если долго его использовать, то существует вероятность того, что ребенок станет слишком зависим от похвалы и наград. Иногда ребенку необходимо закончить работу или домашнее задание просто потому, что надо, без хорошей оценки или поощрения.
Как мы добиваемся того, чтобы дети начали сами себя мотивировать и заканчивали задание просто потому, что в результате они будут себя хорошо чувствовать, смогут обучиться чему-то новому, или просто потому, что им сказали так сделать?
Ниже приведены три способа обучения ребенка искусству самомотивации:
1. Обучите постановке целей
Обучайте своего ребенка ставить перед собой цели. Выделите одну неделю и помогите ему определить цель на данный период времени. Задача для ребенка — выполнить в итоге данное задание самостоятельно. Однако сначала ему может понадобиться ваше руководство и поддержка. Задача должна быть простая и конкретная, такая как: «Я научусь писать заглавную букву В» или «Я брошу мяч в воздух и поймаю его». Затем помогите ребенку определить три промежуточных пункта для достижения своей цели. В течение недели помогите ему отслеживать свою задачу, рассматривая, какие пункты он выполнил, и что ему необходимо, чтобы закончить остальные. При постановке задачи укажите, сколько времени требуется для выполнения каждого пункта, и внесите его в ежедневное расписание.
2. Используйте внутренний диалог
Дети обучаются многим навыкам, копируя своих родителей. Поэтому пробуйте озвучивать свои мыслительные процессы вслух, возле своего ребенка. Например: «Мне нравится быть учителем, потому что я помогаю ученикам узнавать новую информацию. Помогая другим, я себя хорошо чувствую» или «Благодаря физическим упражнениям я ощущаю себя здоровым. Также они мне помогают крепче спать всю ночь». Иногда детям-аутистам трудно выражать свои мысли вслух, поэтому понимание преимуществ определенных видов деятельности может быть затруднительно.
Самомотивация означает способность быть мотивированным внутренними наградами и выполнять что-то, так как это положительно влияет на наше самочувствие. Однако самомотивация иногда может требовать от вашего ребенка размышлений о будущем, и о том, как его действия отразятся на достижении лучшего результата. Вашему ребенку может быть трудно использовать воображение и понимать, как его поведение отразится на его будущем. Например, когда вы говорите своему ребенку: «Ты должен прилежно учиться, потому что это поможет тебе поступить в колледж», ребенок может не иметь никакого понятия о колледже, так как у него еще не было соответствующего опыта. В то же время, если вы будете проговаривать свои размышления вслух, то это поможет вашему ребенку понять, что иногда мы должны совершать вещи с перспективой на будущее. Позволяя вашему ребенку слушать, как вы мыслите, вы также поможете ему лучше понять, что думают и чувствуют другие люди.
3. Обеспечьте обратную связь и сопровождение
Несмотря на то, что идея обучения вашего ребенка самомотивации заключается в обретении им независимости, для вас все еще важно обеспечивать обратную связь. Пусть ваш ребенок знает, что вы им гордитесь, и что он выполняет важную работу, так как он работает над достижением цели. Когда вы обеспечиваете обратную связь, будьте конкретны. Старайтесь не просто сказать: «Молодец!», а «Ты так усердно работаешь над почерком. Теперь намного легче прочитать то, что ты пишешь». Также не избегайте предложений и конструктивной критики. Например, вместо того, чтобы сказать: «Тебе требуется больше времени для достижения своей цели», помогите своему ребенку внести это время в свой ежедневный график. Скажите: «Каждая среда в 16 часов — наиболее подходящее время для тренировки по бейсболу».
Самомотивация требует практики. Однако жизнь вашего ребенка станет намного легче, если он узнает ценность выполнения задания без постоянного поощрения. Хотя положительное подкрепление очень важно и служит побудительной причиной, так же важно, чтобы ребенок понял, как это приятно достигать самостоятельно поставленной цели.