22.01.14

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом общаться с другими детьми?

Встречи со сверстниками для игр под наблюдением — эффективный метод формирования социальных навыков у детей с аутизмом

 

play-date

 

Вопрос: Мой ребенок с аутизмом хорошо справляется с учебными программами, но мне хотелось бы помочь ему с развитием навыков общения с другими детьми. Мы устраивали для него встречи для игр, но я беспокоюсь, что он не получает максимум пользы во время этих встреч. Как мне помочь ему научиться играть с другом?

На вопрос отвечают Кейтлин Рейли и Кэрол Дейтчман.

Важность встреч для игр

Развитие игровых и социальных навыков должно быть ключевым компонентом образовательной или домашней программы для ребенка с аутизмом. Обладание этими навыками не только улучшает общее качество жизни и способность к поддержанию отношений у ребенка, но также повышает его или ее способность учиться у других людей. Однако для того, чтобы обучиться этим навыкам, многим детям с аутизмом нужны прямые и систематические инструкции.

Встречи для игр, организованные родителями, могут обеспечить ребенка необходимой структурой и практикой, чтобы улучшить его навыки общения со сверстниками и дружбы с другими детьми (Koegel, Werner, Vismara, & Koegel, 2005). Для того чтобы встречи для игр стали эффективным и приятным социальным мероприятием для вашего ребенка, у него сначала должны быть сформированы обязательные навыки — пререквизиты. К таким пререквизитам относятся:

— Умение терпеть присутствие других детей, обращать на них внимание и имитировать их поведение.

— Способность сообщать о собственных желаниях и потребностях.

— Навык делать что-то по очереди.

— Умение играть с игрушками, подходящими своему возрасту, а также знание одной или двух простых игр (Smith, 2001).

Если у вашего ребенка пока нет этих навыков, и он еще не готов к встрече для игр с ровесником, то составьте список тех навыков, которых ему пока не хватает для игры с другом. После этого начинайте обучать вашего ребенка этим навыкам в общении с взрослыми людьми (Leaf & McEachin, 1999). Вероятно, над этими же навыками с ним работают в школе или другом учреждении, но вы можете добавить для него дополнительные возможности для практики дома (возможно, при участии брата или сестры).

Планирование эффективной встречи для игр

Как только ваш ребенок начнет уверенно демонстрировать навыки-пререквизиты для встреч с ровесниками, очень важно организовывать для него встречи для игр, используя методы, основанные на научных доказательствах. Эти методы основаны на применении техник, которые доказали свою эффективность в контролируемых научных исследованиях. При организации встреч с ровесниками для вашего ребенка, такие методы будут включать системы мотивации, стратегические поощрения и систематическое уменьшение подсказок. Научно-обоснованные методы также требуют обязательного сбора объективных данных для мониторинга прогресса.

Для повышения мотивации ребенка во время встречи для игр используйте игрушки и занятия, которые больше всего приятны для ребенка и его друга (Koegel et al., 2005). Мотивация — это обязательное условие для того, чтобы оба ребенка были увлечены происходящим, а также для максимизации обучения вашего ребенка. Ваш ребенок с большей вероятностью пригласит друга поиграть, если эта игра доставляет ему удовольствие. Точно также ровесник с большей вероятностью будет активно общаться с вашим ребенком, если занятия во время встречи ему нравятся. Может быть, полезно предложить детям выбирать занятия по очереди.

Не менее важно определить конкретные навыки, которым вы хотите научить вашего ребенка во время встреч для игр, а затем определяйте 2-3 цели для этих навыков для каждой встречи детей. Такие навыки могут включать приветствие друзей, инициацию игр и задавание вопросов другому ребенку. Например, первые несколько встреч для игр могут сосредоточиться на том, чтобы ребенок самостоятельно говорил «Привет» и «Пока» своему другу и играл с ним в мяч. Как и в случае с другими навыками, подумайте о том, чтобы отрабатывать эти игровые и социальные навыки с ребенком отдельно, прежде чем переносить их в естественную ситуацию с ровесником. Возможно, поначалу вашему ребенку будет нужно много подсказок, так что подумайте о том, как вы будете постепенно уменьшать свои подсказки по мере развития навыков ребенка, а также как вы сможете организовать практику этих навыков в разных местах, с разными людьми и во время различных занятий. Как только ваш ребенок начнет приветствовать своего друга независимо и с легкостью, сфокусируйтесь на том, чтобы обучать его более сложным игровым навыкам, например, задаванию вопросов или комментированию во время общения с ровесником. Помните, что все навыки, которым вы учите во время встреч для игр, должны быть уже освоены ребенком во время занятий с взрослыми. Начинайте с простых навыков, а затем опирайтесь на те навыки, которые ребенок уже освоил.

Если у вашего ребенка есть проблемное поведение, то составьте план по тому, как вы будете реагировать в случае его появления во время встречи для игр. Ваш план может включать «профилактические» стратегии, такие как ограничение встречи по времени, применение визуальной поддержки (например, доски с карточками для выбора занятий), минимизация занятий, которые могут стать источником навязчивости или переживаний ребенка. Не надо беспокоиться о том, что ребенку стыдно пользоваться вашей поддержкой и постоянно практиковаться для достижения успеха (например, если во время встреч он не смотрит в глаза). Последовательность в поощрении нужного поведения необходима, чтобы уменьшить проблемное поведение и помочь ребенку успешно общаться с ровесниками (Maurice, Green, & Luce, 1996).

Выбор ровесников

Кандидаты для игровых встреч должны включать как мальчиков, так и девочек разного возраста (Smith, 2001). Зачастую наилучшие кандидаты для таких встреч — это открытые и отзывчивые дети. Они предоставят вашему ребенку много возможностей для обучения, так как они задают много вопросов, с энтузиазмом отвечают, и они достаточно терпеливы с ребенком, который только учится общению. С точки зрения поведенческого аналитика, мы рассматриваем реакции ровесников как поощрение реакций вашего ребенка. Так что если другой ребенок будет недостаточно отзывчивым, то маловероятно, что ваш будет инициировать общение с ровесниками в будущем. Поговорите с педагогом ребенка или другими специалистами — они могут знать подходящие кандидатуры для таких встреч, либо обратитесь к соседям, у которых могут быть дети.

Идеальные ровесники для практики социальных навыков — это те дети, с которыми ребенок в любом случае часто встречается, например, дети родственников (Oppenheim-Leaf et al., 2012). Очень важно, чтобы ровесник вашего ребенка и его или ее родители знали об уникальных поведениях и потребностях вашего ребенка (Baker, 2003). Подготовьте их к тому, чего можно ожидать, и спросите разрешения у других родителей награждать детей во время встречи для игр. Например, ровесника ребенка можно наградить за то, что он задал вопрос или терпеливо ждет ответа вашего ребенка. Поощрение ровесника за общение с вашим ребенком мотивирует его больше общаться с вашим ребенком в будущем.

Сбор данных

Сбор данных о прогрессе вашего ребенка необходим для того, чтобы гарантировать эффективное обучение. Этот процесс поможет вам поставить цели, объективно отслеживать изменения и изменить ваши методы обучения, а если прогресс затормозился или результаты снизились, то вы сможете внести изменения в методы обучения. Например, если ваш ребенок не учится говорить «Привет» ровеснику, то, возможно, вам нужно увеличить его мотивацию для обучения, увеличить уровень помощи (например, предоставлять вербальную модель приветствия) или проконсультироваться с квалифицированным терапевтом, который может предложить другие идеи.

Ниже приводится пример бланка для сбора данных, который можно разработать для отслеживания прогресса ребенка во время каждой встречи для игр. Навыки, которым вы будете учить, и данные, которые вы будете собирать, будут зависеть от индивидуальных способностей и потребностей ребенка.

Бланк данных встречи для игр Томми Бланк данных встречи для игр Томми
Дата: 25.10.12 Date: 2.11.12
Ровесник: Кайл Ровесник: Кайл
1. Говорит «Привет» ровеснику после подсказки + 1. Говорит «Привет» ровеснику после подсказки +
2. Инициирует совместные занятия с ровесником, используя подсказки-фотографии в расписании занятий. 2. Инициирует совместные занятия с ровесником, используя подсказки-фотографии в расписании занятий.
– / + / + / + / + – / + / + / + / +
3. Случаи проблемного поведения (в учетных единицах) 3. Случаи проблемного поведения (в ученых единицах)

Организация эффективной встречи для игр

Отложите любимые лакомства, чтобы использовать их как награды для вашего ребенка во время его встреч для игр (Leaf & McEachin, 1999). Лучше всего использовать эти особые лакомства только во время встреч для игр, так как это повысит мотивацию ребенка их заработать. Во время встречи для игр будьте «тенью» вашего — встаньте позади него, чтобы подсказывать, когда нужна инициация общения или ответ ровеснику (Krantz & McClannahan, 1993). Когда ребенок демонстрирует целевое поведение (например, поддерживает контакт глазами с ровесником) или успешно общается с ровесником (например, смотрит в глаза и говорит «Привет, Кайл»), то похвалите его (например, «Отлично поздоровался с Кайлом!») и дайте маленький кусочек любимого лакомства. По мере того, как обучение вашего ребенка будет прогрессировать, и он начнет демонстрировать эти навыки самостоятельно, то уменьшайте применение техники тени, в том числе ваши подсказки и инструкции, а также уменьшайте пищевые и социальные поощрения. В конечном итоге, поведение вашего ребенка будет награждаться самой игрой и разговором с другом, а не съедобной или словесной похвалой. Возможно, также будет необходимо поощрять усилия ровесника, особенно если ваш ребенок не идет на сотрудничество.

Многие дети с аутизмом учатся новому с помощью визуального расписания занятий (Krantz & McClannahan, 1998). По этой причине, возможно, стоит сделать «визуальное расписание встречи для игр», которому будут следовать оба ребенка. В расписание можно включить фотографии, изображающие различные игры и занятия и/или фотографию ровесника. По мере обучения ребенка, использование расписания можно уменьшать, чтобы встреча для игр стала более естественной. Вы также можете подготовить материалы таким образом, чтобы детям пришлось сотрудничать, чтобы принять участие в занятии (Koegel et al., 2005). Например, если вы готовите вместе с детьми печенье, то один ребенок будет держать мерный стакан, а другой ребенок будет насыпать в него ингредиенты.

Поначалу встречи для игр должны быть недолгими, не стоит растягивать их до того момента, пока ребенок не начнет проявлять дискомфорт, или пока что-то пойдет не так (Smith, 2001). Успешное пятиминутное общение со сверстником лучше, чем тридцатиминутная встреча, которая закончится бурным скандалом. Возможно, потребуется несколько встреч для игр, чтобы вашему ребенку стало комфортно рядом с ровесником, и ему потребуется время, чтобы научиться новым навыкам. Вашему ребенку может быть полезно встречаться с одним и тем же ребенком до тех пор пока он не достигнет мастерства (полной независимости) для конкретных навыков, затем попробуйте научить ребенка применять эти навыки в общении с другим ребенком.

Начиная с революционной работы доктора Ивара Ловааса (1981 год), который продемнстрировал, что сами родители могут учить своих детей с аутизмом важным навыкам, мы разработали множество эффективных методов для обучения социальным и игровым навыкам (Leaf & McEachin, 1999; Lydon, Healy, & Leader, 2011; Koegel, Werner, Vismara, & Koegel, 2005; Smith, 2001; Krantz & McClannahan, 1993; Krantz & McClannahan, 1998; Maurice, Green, & Luce, 1996). Консультирование квалифицированного специалиста может помочь при планировании и организации эффективных встреч для игр, но помните, что вы — первый учитель для своего ребенка. Используя эти техники во время встреч для игр под руководством, вы не только будете учить своего ребенка необходимым социальным и игровым навыкам, вы научите его новым способам веселиться!

Ссылки:

Baker, J. E. (2003). Social skills training for children and adolescents with Asperger Syndrome and social communication problems. Shawnee, MI, Kansas: Asperger Publishing Company.

Freeman, S., & Dake, L., (1997). Teach me language: A language manual for children with autism, Asperger’s syndrome and related disorders. Langley, BC: SKF Books.

Koegel, R. L., Werner, G. A., Vismara, L. A., & Koegel, L. K. (2005). The effectiveness of contextually supported play date interactions between children with autism and typically developing peers. Research & Practice with Severe Disabilities, 30, 93-102.

Krantz, P. J., & McClannahan, L. E. (1993). Teaching children with autism to initiate to peers: Effects of a script fading procedure. Journal of Applied Behavior Analysis, 26, 121-132.

Krantz, P. J., & McClannahan, L. E. (1998). Activity schedules for children: Teaching independent behavior. Bethesda, MD: Woodbine House.

Leaf, R., & McEachin, J. (1999). A work in progress: Behavior management strategies and a curriculum for intensive behavioral treatment of autism. New York: DRL Books.

Lovaas, O. I. (1981). Teaching developmentally disabled children: The me book. Austin, TX: Proed.

Lydon, H., Healy, O., & Leader, G. (2011). A comparison of video modeling and pivotal response training to teach pretend play skills to children with ASD. Research in Autism Spectrum Disorders, 5(2), 872-884.

Maurice, C. Green, G., & Luce, C. (1996). Behavioral intervention for young children with autism: A manual for parents and professionals. Austin, TX: Proed.

Oppenheim-Leaf, M. L., Leaf, J. B., Dozier, C., Sheldon, J. B., & Sherman, J. A. (2012). Teaching typically developing children to promote social play with their siblings with autism. Research in Autism Spectrum Disorders, 6(2), 777-791.

Smith, M. J. (2001). Teaching play skills to children with autism spectrum disorder: A practical guide. New York: DRL Books.