02.07.13

Вопрос-ответ. Как научить детей и взрослых с аутизмом отвечать «да» и «нет»?

Ответы да/нет — сложный навык для многих детей с аутизмом, который часто формируется неправильно

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com

 

yesno00

 

Способность правильно отвечать «да» и «нет» на вопрос — это очень сложный навык, включающий различные операции. По моему опыту, сначала ребенку нужно освоить манд-реакции да/нет [речевые реакции, которые позволяют получить желаемое]. Например, ответ «да» или «нет» на вопрос «Ты хочешь печенье?» Только потом можно пытаться научить ребенка такт-реакциям да/нет [речевые реакции, которые позволяют получить социальное поощрение]. Например: «Это кровать?» И лишь затем интраверабальным реакциям да/нет [речевая реакция, которая вызывается другой речевой реакцией и поощряется социально, разговор]. Например: «Корова крякает?» Лучше всего начать с оценки, насколько ребенок способен отвечать да/нет для каждой операции.

Я очень много работала над обучением моего сына с аутизмом и нескольких других детей манд-реакциям да/нет. Обучение ребенка говорить «нет» или качать головой для обозначения «нет» можно начинать с самого раннего возраста в качестве альтернативы проблемного поведения, например, криков и разбрасывания предметов. Однако для того, чтобы приступать к обучению слову «да», нужно убедиться, что у ребенка есть очень важные базовые навыки.

Я рекомендую не учить ребенка манд-реакции «да», пока он не научится спонтанно просить более десяти различных предметов, как находящихся перед глазами, так и находящихся вне поля зрения. Я очень часто встречаю детей с с неправильным навыком «да», потому что их слишком рано начали учить говорить «да». В результате, такие дети говорят «да» каждый раз, когда им кто-то что-то предлагает («Хочешь конфету?» или «Тебя пощекотать?»), но они не могут спонтанно попросить желаемые предметы (конфета) или действия (щекотка), обозначив предмет или действие по названию. Очень часто это приводит к проблемному поведению.

Если дети научились спонтанно просить множество разных предметов и действий вне поля зрения, то я начинаю учить их манд-реакциям да/нет. Сначала я беру три предмета, которые ребенок очень любит (и почти наверняка возьмет их или попросит), а также три предмета, которые ребенок не любит, и, скорее всего, оттолкнет (изюм или другая нелюбимая еда, определенные видео).

Я использую эти предметы во время коротких (10-15 минут) сессий по обучению манд-реакциям да/нет. Я спрашиваю: «Ты хочешь ___?» и одновременно держу предмет перед ребенком, подсказывая ему ответ «да» или «нет», после чего тут же задаю этот вопрос уже без подсказки.

С некоторыми детьми я использую текстовые подсказки — написанные слова «да» и «нет». Текстовые и/или вербальные подсказки должны очень осторожно уменьшаться благодаря повторению вопроса без подсказки.

Вот пример пробы с подсказкой, за которой следует проба без подсказки:

Покажите ребенку изюм (нелюбимая еда) и скажите: «Хочешь изюм?», подскажите вербально «нет», отрицательно покачав головой, и/или показав на карточку с надписью «нет». Ребенок должен сказать «нет» или покачать головой. Если он это сделал, тут же уберите текстовую подсказку (если она была) и снова задайте вопрос: «Хочешь изюм?» Если ребенок ответит «нет» без подсказки, то уберите изюм.

Я стараюсь создавать множество разных ситуаций для обучения, предлагая как то, что ребенок хочет, так и то, что ребенок не хочет, и фиксирую результаты проб для этих коротких сессий по манд-реакциям да/нет. Как только ребенок уверенно демонстрирует этот навык без подсказки для шести различных предметов (3 любимых и 3 нелюбимых) в поле зрения, то я начинаю работать над обобщением навыка для других предметов, а также убирая из поля зрения те предметы, для которых навык доведен до совершенства.

Вы также должны следить за тем, чтобы не принимать неряшливые ответы, например, «крендель, да». Для манд-реакций да/нет ответ должен быть «да» или «нет». Будьте осторожны и старайтесь не употреблять вопросы на да/нет вне учебных ситуаций до тех пор, пока ребенок не овладел этим навыком в совершенстве. В противном случае ребенок может утратить свою способность к спонтанным просьбам.

Такт-реакции да/нет (ответы на вопросы типа «Это ручка?», «Это синий?», «Я стою?») — это гораздо более сложный навык, и не следует обучать ему ребенка, пока тот не научился манд-реакциям да/нет в отношении предметов вне поля зрения (ответы на вопросы «Ты хочешь кетчуп к сосиске?» или «Ты будешь мороженое?») Кроме того, у ребенка должны быть уверенные навыки такт-реакций по называнию предметов, их характеристик, действий и так далее.

У меня был успешный опыт обучения детей со способностью к манд-реакциям «да» и «нет», у которых были проблемы с такт-реакциями да/нет. Начинала я такое обучение в контексте манд-реакций. Когда мой сын учился такт-реакциям «да» и «нет», то если он спонтанно просил у меня чипсы, я брала чипсы и спрашивала: «Это чипсы?» Он говорил «да» и получал чипсы. Как только у него закрепился этот навык, я доставала упаковку с другим продуктом, когда он просил чипсы, и спрашивала: «Это чипсы?»… он говорил «нет», я брала другую упаковку и спрашивала: «Это чипсы?»… он говорил «нет», и я, наконец, доставала чипсы. В конечном итоге (и в произвольном порядке) ответ был «да», и он получал чипсы.

Затем я перешла к такт-реакциям да/нет с картинками уже без компонента просьб. Я начинала с вопроса «Это яблоко?» Это был единственный вопрос, и у меня было множество карточек с самыми разными яблоками и карточки с тем, что было максимально далеко от яблок.

Как только такт-реакция да/нет освоены (правильные ответы на вопросы типа «Это кровать?», «Это машина?» при демонстрации случайных картинок), вам нужно научить детей отвечать «да» или «нет» на вопросы, касающиеся признаков, функций и категорий («У этого есть колеса?» или «Это можно есть?»)

Что касается интравербальных реакций да/нет, то очень важно, чтобы инструктор сам знал ответ на вопрос, который он задает. Например, не следует спрашивать «Ты когда-нибудь катался на лодке?», если вы не знаете, катался ученик на лодке или нет. Очень многие дети и взрослые с аутизмом часто (и неверно) отвечают «да», потому что не понимают сложный язык. Именно по этой причине я обычно не ставлю своей целью обучение интравербальным реакциям да/нет. Я напрямую учу манд-реакциям и такт-реакциям, после чего я позволяю интравербальным реакциям да/нет развиваться более постепенно (и я учу только базовым, функциональным и важным интравербальным реакциям да/нет).

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».