Вопрос-ответ. Как найти «сильное» поощрение для ребенка с аутизмом?
Поведенческий аналитик о подборе поощрений для обучения детей с особенностями развития
Источник: I Love ABA
Поощрения используются, чтобы помочь ученику следовать инструкциям, переходить к другой деятельности, выполнять задания, садиться за занятия и для поддержки самых разных видов поведения. Однако тут есть один важный нюанс – если что-то является поощрением для ребенка А, это совсем не обязательно является поощрением для ребенка Б. Это кажется очевидным, но в реальности терапевты и другие специалисты очень часто прибегают к неуместным обобщениям и предлагают одинаковые поощрения всем детям подряд.
Например: «Все дети будут работать за конфету… Все дети работают ради того, чтобы им не делали замечаний… Всем детям нравится похвала… Все дети знают, кто такие Даша Путешественница и Губка Боб… Всем детям нравится щекотка».
Каждое из этих обобщений неверно, потому что все дети разные.
Выбор, отбор и тестирование поощрений требуют навыков, времени и терпения, но они всегда того стоят. Да, возможно, вы потратите ценное время только на подбор поощрения, но зато вам не придется проводить занятия со скучающим и сопротивляющимся ребенком. Вместо этого вы будете знать, что нравится ребенку, и как можно мотивировать его на работу.
Если вы давно работаете с ребенком над каким-то навыком или набором навыков, но не наблюдаете никакого прогресса, то первое, что необходимо попробовать – сменить поощрение. Возможно, ваше поощрение работало раньше, но теперь оно надоело ребенку. Регулярное получение поощрения приводит к насыщению, это особенно часто случается со съедобными поощрениями. Может быть и так, что ребенку нравится поощрение, но он совсем не хочет выполнять ради него сложное задание. Честно говоря, я просто обожаю шоколадные кексы. Но я не буду красить стены у вас дома за шоколадный кекс. Есть большая разница между тем, что нравится ребенку, и тем, за что он готов работать.
Одна из распространенных проблем – кто-то в жизни ребенка дает ему то же самое поощрение «просто так». Например, дома у ребенка есть ваза с его любимыми конфетками, и он может взять одну в любой момент. Очень маловероятно, что он будет выполнять задание ради такой же конфеты. В реальной жизни это происходит очень часто, поэтому крайне важно найти уникальное поощрение, которое не доступно для ребенка в течение дня.
Вот некоторые из процедур, которые позволяют отобрать «сильные», эффективные поощрения:
Начните с наблюдения за ребенком в различных ситуациях. Когда я говорю «наблюдайте за ребенком», я не имею в виду, просто посидеть рядом с ним в комнате. Наблюдение – это гораздо более сложная процедура. В идеале нужно наблюдать за ребенком в парке, в магазине, в гостях у бабушки, в классе, на детском празднике и так далее. Обращайте внимание на то, к чему тянется ребенок, что он трогает, на что смотрит продолжительное время, в какие моменты улыбается, какие предметы берет. Скорее всего, со временем вы заметите те или иные закономерности, указывающие на то, что нравится ребенку. Я иногда специально привожу ученика в магазин игрушек и позволяю ему делать все, что угодно, обращая внимание, на что он смотрит и что трогает. Это прекрасный источник идей о том, какие игрушки/предметы понравятся ребенку.
Поговорите с родителями и другими людьми из окружения ребенка. Говорите с родителями, педагогами и другими специалистами, братьями или сестрами и так далее. Задавайте конкретные вопросы о том, какие игрушки или занятия нравятся ученику. Старайтесь задавать открытые вопросы, например: «Какие фильмы любит смотреть Таниша?», а не закрытые, вроде: «Таниша любит смотреть фильмы?» В тех случаях, когда это возможно, поговорите с самим ребенком о том, что он любит.
Проанализируйте сенсорные предпочтения ребенка. Обращайте внимание или спрашивайте о том, на что ребенок любит смотреть, слушать, прикасаться или нюхать. Тестируйте поощрения, которые связаны с сенсорными ощущениями, к которым тяготеет ребенок. Например, если он любит ощупывать предметы, то стоит предложить ему разные типы пластилина, кинестетического песка и тому подобного.
Протестируйте свои идеи. Как только у вас появилась идея о том, что нравится ребенку, соберите несколько потенциальных поощрений вместе. Предлагайте ребенку несколько поощрений сразу и обращайте внимание на то, что он выбирает, либо предлагайте поощрения по очереди, и отмечайте, какое поощрение дольше сохраняет его внимание. В прикладном анализе поведения есть несколько формальных процедур для оценки предпочтений, которые вы можете использовать на данном этапе.
Помните, что постоянны только перемены. Возможно, это самое важное, что нужно запомнить. Со временем интересы ребенка будут меняться. Ведь ваши интересы тоже меняются, верно? С некоторыми учениками я полностью меняю игрушки в «сумке поощрений» каждые несколько дней, потому что эти дети быстро начинают скучать. С другой стороны, у меня есть ученица, для которой я провожу консультации более 2 лет. И каждый раз, когда она меня видит, она тут же просит поиграть в прятки. Это ее сильное поощрение, от которого она не устает. Следуйте за ребенком – он даст вам понять, когда нужно изменить поощрение. Если каждый день он хочет работать за доступ к батуту – замечательно. Но если завтра батут перестанет его интересовать, у вас должно быть наготове другое поощрение. Всегда держите при себе запас возможных и сильно отличающихся друг от друга поощрений. Если вы занимаетесь с ребенком дома, то всегда приносите поощрения с собой – не пытайтесь использовать то, что лежит у него дома, и не просите родителей передавать поощрения из дома для занятий в школе. Ребенок и так видит эти предметы каждый день. Такие привычные поощрения годятся только для самых привычных и простых заданий. Сложные, незнакомые задания, особенно если у ребенка «плохой день», потребуют чего-то большего.
Сделайте заначку «золотых поощрений». «Золотыми поощрениями» я называю самые сильные поощрения. Я говорю про них – «мой золотой запас». Со временем вы поймете, от какого поощрения ребенок «с ума сходит». Вместо того, чтобы добавлять такое поощрение ко всем остальным, приберегите его на потом. Используйте его во время самых сложных занятий, когда ребенок недавно болел, не выспался или осваивает крайне трудный для него навык. Доставайте это поощрение только изредка. Не переборщите – вам важно сохранить очень высокий интерес ребенка к этому поощрению. Как определить, какое поощрение является «золотым»? Вот несколько признаков:
– Как только вы достаете этот предмет, ребенок опрометью бросается к вам и пытается его взять.
– Ребенок просит предмет, когда он его не видит.
– Сильно меняется выражение лица: ребенок улыбается, широко раскрывает глаза, пристально вглядывается в предмет.
– Если вы покажете предмет на открытой ладони, а потом сожмете кулак, то ребенок попытается разжать вам пальцы.
– Когда приходит время вернуть поощрение, ребенок сопротивляется, плачет или становится агрессивным. И да, это должно вас радовать – это значит, что ребенок сильно заинтересован в этом предмете.
– Ребенок бросает другое поощрение и подходит к вам, если вы держите «золотое» поощрение.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».