22.10.13

Вопрос-ответ. Как можно развивать социальные навыки при аутизме с помощью игр?

Двенадцать игр для развития социальных навыков у детей в спектре аутизма

Источник: Friendship Circle

 

socialskills

 

Умение считывать и понимать социальные сигналы не приходит к детям с аутизмом естественным образом. Ниже перечислены двенадцать идей для занятий, которые вы можете использовать для улучшения социальных навыков ребенка.

Контакт глазами

Хороший и стабильный контакт глазами демонстрирует взаимный интерес в разговоре, а также уверенность в нашей способности слушать.

1. Поиграйте в «гляделки»

Традиционное состязание, выясняющее, кто сможет дольше смотреть другому человеку в глаза, не моргая. Такая игра может увлечь некоторых детей, особенно если у них есть склонность к соревнованию.

2. Глаза на лбу

Во время совместной игры с ребенком прикрепите на лоб стикер, нарисовав на нем пару глаз. Поощряйте ребенка смотреть на стикер. Это не то же самое, что и смотреть в глаза, но это тренировка взгляда в верном направлении, и это смешной и менее угрожающий способ это сделать.

3. Качели

Попробуйте поддерживать контакт глазами с ребенком, когда он качается на качелях. Это можно сделать это во время игры, во время которой ребенок должен дотянуться до вас ногами. Приятная сенсорная стимуляция может успокаивать ребенка, позволяя ему сосредоточиться на партнере по общению. Каждый раз, когда ребенок смотрит вам в глаза, хвалите его за это.

Идиомы

Образные выражения (идиомы) могут ставить в тупик даже обычных детей. Что же касается детей с аутизмом, их они буквально сводят с ума (это тоже идиома?)

Занятия, которые помогут детям лучше понимать идиомы, включают:

4. Книга об идиомах

Существуют различные книги, где иллюстрируются и объясняются идиомы, а также приводится история каждого выражения. Читайте такие книги вместе с ребенком. Начните составлять собственную книгу услышанных образных выражений. Например, если ребенок слышит выражение «Тянуть кота за хвост», сделайте вместе с ним страницу об этой идиоме, проиллюстрировав ее и описав ее значение.

5. Сайты в Интернете

На многих сайтах есть списки и словари идиом или даже игры, где предлагается угадать их значения.

6. Игра на соответствие или память

Запишите на одних карточках различные образные выражения, а на других — их значение. Дайте детям задание совместить одни карточки с другими. Вы можете сделать игру интереснее, если нарисуете буквальное значение идиомы, чтобы проиллюстрировать, как выглядит то или иное выражение.

Распознавание лиц / Интерпретация эмоций

Это очень важные навыки как дома, так и в школе и на улице. Многие недоразумения в жизни детей с аутизмом связаны с тем, что они неправильно понимают чужие эмоции. Иногда детям сложно разобраться, как понять то или иное выражение на лице. Они легко могут решить, что разочарование означает злость, и принять беспокойство на лице за веселость.

7. Эмоциональный «крокодил»

Вместо того, чтобы загадывать обычные для этой игры слова, используйте различные эмоции. Запишите названия чувств на листочках бумаги или распечатайте их и вырежьте. Игрок вытягивает слово наугад, а затем пытается изобразить его значение без слов, чтобы остальные могли его угадать. Вы можете заменить слова на картинки, изображающие те или иные эмоции. По желанию дети могут не изображать эмоции, а пытаться нарисовать их, чтобы остальные угадали слово по рисунку. Игру можно усложнить, если запретить рисовать лица при изображении эмоции. Вместо этого дети могут изображать на картинке язык всего тела или различные ситуации, которые приводят к такой эмоции (например, если слово «грусть», можно нарисовать понурого мальчика, который сидит на обочине под дождем).

8. Игра в зеркало

Такие игры — это отличный способ поработать над социальным взаимодействием. Попробуйте «зеркально» копировать мимику и движения аутичного ребенка. Затем пусть ребенок попробует имитировать вас (например, потрогает нос или высунет язык). Корчите смешные рожи, которые ребенок по правилам игры должен скопировать. Детям с дефицитом социальных навыков трудно читать выражения лица во время общения, а такие упражнения позволяют им привыкнуть к этому и почувствовать себя более комфортно.

9. Эмоциональное лото

Вы можете использовать фотографии различных эмоций вместо карточек лото. К ним вы можете сделать карточки с названиями эмоций, а затем вы можете попросить ребенка соотнести названия и изображения, или вы можете поиграть с детьми в традиционное лото.

Умение придерживаться темы разговора

Когда люди беседуют, они выбирают определенную тему разговора. Каждый человек что-то добавляет по теме до тех пор, пока беседа не окончена, или тема не меняется. Детям с аутизмом бывает трудно придерживаться одной темы или принимать участие в обычной беседе. Вот некоторые занятия, которые могут им в этом помочь.

10. Игра в темы

Поиграйте в алфавит, когда на каждую букву алфавита нужно придумать слово по какой-то конкретной теме, например «Фрукты и овощи»: А… абрикос, Б… банан.

11. Сценарий разговора

Это инструмент, который помогает детям с аутизмом поддерживать взаимный разговор, обеспечивая их необходимой структурой и поддержкой. Запишите на карточках самые простые сценарии разговоров, оставьте вместо некоторых фраз пробелы, чтобы их заполнил ребенок. Попробуйте проговорить каждый сценарий с ребенком. Каждая карточка сопровождается визуальными подсказками о том, что нужно смотреть на собеседника, говорить, а потом слушать. Детям напоминают, что после каждой собственной фразы они должны слушать собеседника.

12. Рассказы-импровизации

Для этой игры положите изображения различных эмоций на стол. Игроки вместе решают, какие элементы должны появиться в рассказе (например, айсберг, лемур и банан). Цель игры состоит в том, чтобы игроки по очереди составляли рассказ, учитывая идеи друг друга, и (со временем) использовали все заявленные элементы.

Для начала, первый игрок выбирает изображение и начинает рассказ. История может принимать любой поворот, но он обязательно должен использовать эмоцию, изображенную на картинке. Через минуту или две другой игрок выбирает карточку и продолжает историю. Игроки продолжают делать это по очереди, пока не используют все элементы истории и не придут к удовлетворительному финалу.