04.11.15

Вопрос-ответ. Как можно предотвратить проблемное поведение ребенка с аутизмом?

Поведенческий аналитик о важности работы с предшествующими факторами для коррекции нежелательного поведения

Автор: Деб Лич / Deb Leach
Источник: Bringing ABA

 

parenttrain_hero

 

Очень часто можно услышать: «Что мне делать, когда мой ученик/ребенок ________ (вставить ваше любимое проблемное поведение)?» В человеческой природе думать о том, что надо как-то особым образом отреагировать на проблемное поведение, чтобы предотвратить его в будущем. Однако в большинстве случаев это совсем не так. Более того, если вы попытаетесь наказывать проблемное поведение, которое продолжается сейчас или только что закончилось, то результат может быть прямо противоположным. Все потому, что ваши «негативные» последствия могут оказаться положительным поощрением для детей с РАС и другими нарушениями развития (равно как и для детей с типичным развитием).

Так что вместо того, чтобы спрашивать, что делать КОГДА или ПОСЛЕ того, как ребенок демонстрирует проблемное поведение, лучше спросить, что делать ДО этого, как его предотвратить. Меры, которые вы можете предпринять до появления проблемного поведения с целью его профилактики, называются вмешательствами на основе антецедентов или предшествующих факторов. Они могут оказаться чрезвычайно эффективными для предотвращения нежелательного поведения и увеличения желательного поведения.

В первую очередь, вам нужно определить функцию проблемного поведения, а уже исходя из нее выбрать вмешательство на основе предшествующих факторов, чтобы ваши действия соответствовали существующей проблеме. Вот несколько примеров вмешательств на основе антецедентов, которые могут применяться в зависимости от конкретной функции поведения:

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы избежать однообразных заданий, то вмешательство на основе антецедентов может состоять в том, чтобы сделать задания более разнообразными и включить в них темы и материалы, интересные для ребенка.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, когда педагог объясняет расписание на сегодня, то можно предоставить ребенку выбор занятий для расписания.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы избежать дискомфортных социальных ситуаций, то можно использовать социальные истории или видеомоделирование с самим ребенком или другими детьми в качестве модели, чтобы научить ребенка, чего от него ждут в этом случае.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы избежать слишком сложных для него заданий, то можно изменить задания, сделав их более подходящими для его уровня развития (проще).

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы привлечь внимание взрослого, то следует увеличить объем внимания, которое ребенок получает, когда ведет себя хорошо, чтобы уменьшить его потребность в негативном внимании.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы привлечь внимание сверстников, то используйте вмешательства с участием ровесников и учите других детей позитивному социальному взаимодействию с этим ребенком, чтобы он получал достаточно положительного внимания и меньше нуждался в негативном внимании сверстников.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению в столовой из-за шума и посторонних запахов, то можно разрешить ребенку есть в другом месте, например, в классе или за столом во дворе.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению при переходах в кабинет рисования, музыки или физкультуры из-за тревожности или трудностей с переключением внимания, то можно использовать предмет для перехода, который ребенок может брать с собой по дороге к другому учителю, чтобы переключить внимание ребенка на занятие в новом классе (например, он несет мяч, когда пора идти на физкультуру, бубен, когда пора идти на музыку, и кисть, когда пора идти на рисование).

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, когда его просят что-то написать, потому что у него есть трудности с мелкой моторикой, то можно разрешить ему печатать на компьютере или диктовать на преобразователь речи в текст.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, потому что он не знает, как попросить о помощи, то нужно научить его обращаться за помощью с помощью слов, изображений, символов или устройства для речи.

Этот список можно продолжать бесконечно. Главное запомнить одно: когда возникает проблемное поведение, важно в первую очередь думать о том, как предотвратить его возникновение, а не о том, что делать, когда оно происходит.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».