Вопрос-ответ. Как можно подготовить детей с аутизмом к инклюзии в школьном классе?
Рекомендации поведенческого аналитика по использованию малых групп для подготовки к инклюзивному школьному обучению
Источник: Association for Science in Autism Treatment
Подготовка учеников к получению групповых инструкций в инклюзивном классе требует очень тщательной подготовки с учетом поведения, которое требуется в условиях класса, а также сильных сторон и потребностей конкретного ребенка с аутизмом. Ниже перечислены несколько пунктов, на которые нужно обратить внимание, чтобы облегчить переход ученика от индивидуальных инструкций к групповым инструкциям в классе.
Проанализируйте обстановку в реальном классе
Выделите время, чтобы посетить инклюзивный класс и понаблюдать, как именно там проводятся инструкции. Вот несколько вопросов, на которые вам желательно найти ответ во время наблюдения за работой в инклюзивном классе, включая:
— В каких ситуациях ученики получают групповые инструкции?
— Сколько учеников находится в классе?
— Как именно учитель взаимодействует с учениками (например, наглядные пособия, ответы хором)?
— Как долго продолжаются групповые занятия?
— Как часто ученики должны отвечать?
— Во время уроков действуют ли какие-то системы поощрений?
— Каковы общие поведенческие и учебные ожидания учителя от учеников во время групповых инструкций?
Как только вы поняли, что именно происходит во время групповых инструкций в классе, попытайтесь воспроизвести то же самое, с максимально возможной точностью, во время уроков в малой группе.
Формирование группы
Вот несколько пунктов для формирования группы по подготовке к инклюзии:
1. Объединяйте детей в соответствии с их уровнем навыков, чтобы те, кому нужно формировать более фундаментальные навыки, были в одной группе, в то время как ученики с более развитыми навыками находились в другой группе.
2. С другой стороны, вы можете решить перемешать учеников с разным уровнем навыков таким образом, чтобы ученики с более развитыми навыками стали образцом для учеников, которые нуждаются в моделировании реакций во время уроков.
3. Всем ученикам должен быть хорошо виден учитель и материал для инструкций. Нужно свести к минимуму все, что отвлекает внимание.
4. Один взрослый должен играть роль «учителя», давая группе детей инструкции и предоставляя им поощрения.
5. Другие взрослые должны находиться за детьми в группе и подсказывать верные реакции. Эти взрослые должны стоять, а не сидеть за детьми. Их физическая близость к детям должна постепенно уменьшаться, увеличивая независимость учеников. Эти взрослые должны подсказывать только в случае необходимости, ведь ожидается, что ученик будет сам следовать инструкциям учителя во время групповой работы.
6. Индивидуальная система мотивации ученика должна располагаться непосредственно в зоне его видимости. Учитель, ведущий урок, должен предоставлять ученику поощрения в соответствии с индивидуальной программой данного ребенка.
7. «Подсказывающие» взрослые также записывают данные о реакциях учащихся во время групповых инструкций.
8. Учитель малой группы и подсказывающие взрослые должны регулярно общаться перед групповыми занятиями и после них, чтобы точнее определить роли и цели для каждого ученика. Во время самого урока не должно быть никаких обсуждений.
Необходимые навыки для инструкций в малых группах
Ниже приведены примеры того, какие именно ученики могут получить наибольшую пользу от участия в групповой инструкции, но эти навыки не являются абсолютной необходимостью. Некоторые из этих целей требуют групповых инструкций для обучения, в то время как другие навыки можно освоить в совсем маленьких группах или во время индивидуальных занятий.
1. Внимание к учителю в присутствии ровесников. В большинстве программ АВА внимание к партнеру по коммуникации — это первый фундаментальный навык, которому обучают ребенка. Этого навыка добиваются, обучая учеников поддерживать контакт глазами, либо обучая их физически ориентироваться на партнера по коммуникации. Как только этот навык достигнут, следующим шагом становится обучение вниманию к говорящему, даже если рядом присутствуют другие дети, а учитель не сидит рядом, а стоит или ходит по классу.
2. Способность переносить присутствие ровесников. Поскольку инструкции в малых группах требуют присутствия других учеников, то очень важно оценить, может ли ученик сидеть рядом с ровесником, но не отвлекаться.
3. Способность сидеть на месте в течение продолжительного времени без частых перерывов. Групповые инструкции потребуют, чтобы ученик сидел продолжительное время на месте. Соберите первоначальные данные о том, как долго ученик может сидеть без неуместного поведения до получения поощрения. Затем систематически увеличивайте это время таким образом, чтобы ученик мог сидеть все более длительный период времени, чтобы получить крупное поощрение (например, перемену).
4. Выполнение задания в течение продолжительного периода времени. Может показаться, что это то же самое, что и третий пункт, но важно не только то, как долго ученик может сидеть без неуместного поведения, но также как долго он может эффективно работать, не отвлекаясь от задания и не требуя перерыва. Как правило, во время занятий в малых группах от учеников требуют независимого выполнения заданий в течение 15 минут или более. Предварительно оцените, как долго ученик может выполнять задание, и в качестве отработки этого навыка систематически увеличивайте время независимой работы над заданием.
5. Подготовка ученика к более редким схемам поощрения. Основываясь на текущей схеме поощрения ученика разработайте план по переходу на более редкие поощрения. Это в первую очередь относится к поощрению за желательное поведение, в том числе за сидение во время занятия, поскольку в группе, скорее всего, потребуется непрерывное поощрение правильных реакций на инструкции учителя.
6. Реакция на свое имя и следование устным инструкциям с большого расстояния. Ваши ученики реагируют на свои имена, которые произносятся с разного расстояния и в различных ситуациях? Они могут следовать инструкциям, если они даются издалека? Помимо способности реагировать на свое имя в обстановке класса ученикам необходимо научиться не реагировать, если обращаются не к ним. Способность различать инструкцию для «всех» и для «[имя ученика]» и «[имя ученика]» — это ключевой и фундаментальный навык для работы в малых группах.
7. Следование составным инструкциям. Ваши ученики должны уметь выполнять не только одношаговые (например, «Возьмите карандаш») или двухшаговые инструкции (например, «Возьмите карандаш и напишите свое имя»), их также надо учить следовать еще более сложным инструкциям (например, «Возьмите карандаш, откройте страницу 5 в рабочей тетради и напишите свое имя наверху»).
8. Ожидание внимания и инструкций учителя. Когда ученик переходит от индивидуальных инструкций в группу, то внимание учителя больше не сосредоточено на одном ученике, а переключается с одного ученика на другого. Очень важно учить ребенка, как занять себя без самостимулирующего или другого нежелательного поведения, пока учитель уделяет внимание другим ученикам.
9. Поднятие руки. Поднятие руки для ответа — это навык, который требует внимания к учителю, навыков крупной моторики, подавления реакции до нужных сигналов со стороны учителя и дискриминации различных инструкций. Первоначально ученики учатся поднимать руки, чтобы получить доступ к желанном предмету, при этом в инструкцию включается подсказка («Поднимите руку, если хотите конфетку!»). Затем инструкции становятся все более сложными, а дети учатся поднимать руку, чтобы ответить на вопрос, попросить материал для выполнения задания или вызваться для участия в каком-то действии, одновременно они учатся воздерживаться от поднятия руки, когда они не могут ответить на заданный вопрос.
10. Обучение при наблюдении. Одно из преимуществ инструкций в малых группах — это масса возможностей научиться правильным ответам, наблюдая за ответами других участников группы. Очень часто ученики с аутизмом нуждаются в прямой инструкции наблюдать за ответами других учеников. Кроме того, их надо учить определять, был ли ответ правильным, по обратной связи от учителя, а также повторять правильные ответы под руководством учителя.
11. Ответ хором. Другая ключевая реакция для инструкций в малых группах — это способность произнести ответ вслух и в унисон с другими учениками. Например, учитель может сказать: «А теперь все вместе — сколько будет дважды два?», после чего все ученики должны ответить хором: «Четыре». Отработку этого навыка можно начать во время индивидуальных инструкций.
Эффективные стратегии обучения для инструкций в малых группах
Исследования инструкций в малых группах определили специфические стратегии, которые наиболее эффективно помогали учащимся осваивать необходимые навыки в групповых ситуациях.
1. Создание множества возможностей для ответа учащихся: Учитывая, что в реальных условиях класса инструкций, вероятно, будет меньше, чем при индивидуальном обучении, очень важно создавать как можно больше возможностей, когда ваши ученики могут потренироваться в ответах и, таким образом, приобрести необходимые навыки. Следите за тем, чтобы каждый ученик получал много инструкций.
2. Частая ротация материалов: Это необходимая стратегия, которая помогает снизить скуку от учебного плана, а также способствует обобщению и способности отвечать на самые разные стимулы.
3. Чередование хорошо знакомых заданий с новыми: Эта стратегия побуждает учеников к беглым ответам и предоставляет гарантированные возможности для поощрений, а также сохраняет навыки по уже освоенным задачам.
4. Ответы хором: Полезно создавать ситуации, когда ваши ученики отвечают в унисон, потому что в обычных классах это происходит часто. Это также благоприятно для учащихся, так как в результате у них появляется больше возможностей для ответов, и они могут ориентироваться на подсказки со стороны одноклассников, а не учителя.
5. Случайные ответы: Эта стратегия означает, что учитель дает инструкции в непредсказуемом формате, так что ученики не знают, кого именно сейчас спросят. Этот метод может улучшить внимание и мотивацию, поскольку ученики не могут предсказать, чья сейчас очередь отвечать.
6. Повторение ответов ровесников: Инструкция, чтобы ученик повторил правильный ответ одноклассника, помогает развивать навыки обучения путем наблюдения, так как она требует, чтобы ученики уделяли внимание другим учащимся и ассимилировали чужие ответы.
7. Взаимодействие между учениками: Другая эффективная стратегия способствует взаимодействию между учениками. Если говорить конкретнее, ученики учатся слушать и повторять чужие ответы на общие вопросы, связанные с учебным планом, просят ровесников пояснить инструкцию учителя или просят у другого ученика материалы, необходимые для выполнения задания.
Инструкции в малых группах могут быть очень эффективным методом подготовки учеников к менее ограниченным условиям класса. При верных манипуляциях условиями в группе и эффективных стратегиях ученики, которые участвуют в малой группе, могут приобрести те навыки, которые необходимы им для школьной инклюзии.