10.02.14

Вопрос-ответ. Как и когда можно отпустить ученика с аутизмом на перерыв?

Перерывы как способ профилактики негативного поведения в школе

Автор: Мелисса Ферри / Melissa Ferry
Источник: Friendship Circle

 

break_card

 

«Я хочу в туалет».

«Я хочу пить!»

«У меня живот болит, мне надо позвонить маме».

В школе такие фразы не редкость. Все ученики придумывают оправдания, чтобы сбежать с урока. Их когнитивные и речевые способности достаточно развиты, чтобы придумать уместный повод сбежать из ситуации или обстановки, которая вызывает у них стресс или сильную тревогу.

Мы все придумываем оправдания

Мы, взрослые, делаем то же самое. Кто из вас не сидела на ужасно скучном рабочем собрании целый час, а потом решал сбежать, сказав, что вам надо срочно позвонить домой и узнать, все ли в порядке с детьми?

А как насчет действительно стрессовой ситуации? Допустим, у вас ссора с супругом или другим близким человеком, и вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля. Многие из нас используют техники, позволяющие уменьшить стресс и злость. Мы делаем глубокие вдохи, считаем про себя до десяти или просто уходим.

Эффективные стратегии саморегуляции

Ученикам с аутизмом часто трудно научиться уместным стратегиям для регуляции своего состояния. Это навык, которому их необходимо специально учить. В моей школе двое других специальных педагогов вместе со мной учат наших учеников, как правильно попросить перерыв.

Важность перерыва

Перерывы — это очень позитивный и необходимый компонент в течение дня моих учеников. Мы используем визуальные карточки, обозначающие перерыв, сделанные с помощью Boardmaker, которые ученики носят в своих папках PECS или держат на своих партах. Кроме того, на шнуре у меня на шее всегда есть карточка с перерывом.

Если во время урока ученик расстраивается, то я или учитель общего класса (или тьютор) показывает ему карточку «перерыв» и предлагает уйти на перерыв. Ученик всегда имеет право уйти на перерыв или отказаться от него.

Смысл перерыва: Предоставить ученику социально приемлемый способ для избегания.

Цель перерыва: Предотвратить негативные эмоциональные или физические последствия.

Как использовать перерыв

Перерыв под руководством

Перерыв под руководством предоставляется ученику, когда он начинает проявлять поведение, которое говорит о том, что он раздражен, зол или страдает от излишнего напряжения. Подход состоит в обучении ученика использовать карточку перерыв каждый раз, когда он чувствует себя таким образом. Таким образом, ученик может сбежать из ситуации до эскалации, которая может перерасти в негативные виды поведения. Перерыв под руководством проводится следующим образом:

1. Покажите ученику карточку «перерыв». Если ученик использует систему коммуникации PECS, смоделируйте, как можно попросить перерыв.

2. Направьте ученика в зону для перерыва.

3. Установите таймер на ___ минут. Во время перерыва ничего не говорите и совсем никак не взаимодействуйте с ребенком.

4. После того, как сработает сигнал таймера, и если ученик уже спокоен, направьте его обратно к тем заданиям, над которыми он работал до этого. Если ученик не успокоился, скажите: «Похоже, тебе еще нужен перерыв», и установите таймер снова. Продолжайте этот цикл, пока ребенок не успокоится полностью.

Перерыв по выбору

Убедитесь, что вы предоставили вашим ученикам возможность выбрать перерыв вместо того, чтобы ждать, пока вы его предоставите. Дайте им карточку «перерыв» или предоставьте другой сигнал, чтобы они смогли сообщить вам, когда им нужен перерыв. Затем выполняйте те же шаги, что и во время перерыва под руководством.