03.05.20

Вопрос-ответ. Как бороться с негативными мыслями при жизни в спектре аутизма

Описания психологических упражнений, которые могут помочь детям и взрослым с РАС справиться с негативными мыслями и поддерживать более позитивный взгляд на жизнь

Источник: Autism Parenting Magazine

 

 

Счастье трудно поддается определению, но точно можно сказать, что люди в спектре аутизма в среднем чувствуют себя несчастными, испытывают беспокойство или депрессию чаще, чем их нейротипичные ровесники (Hudson, Hall and Harkness 2018, Van Heijst and Guerts 2014). Почему? Причины включают множество взаимосвязанных факторов, в том числе то, что люди в спектре аутизма:

– Могут страдать от изоляции и одиночества из-за трудностей в поддержании дружеских и других отношений.

– Могут чувствовать себя «другими», «странными» и «не вписывающимися».

– Могут страдать от низкой самооценки из-за прошлого негативного опыта.

– Могут чувствовать себя непонятыми.

– Могут неправильно понимать чужие намерения.

– Могут затрудняться сообщить о своих потребностях или взглядах так, чтобы другие люди их поняли.

– Могут испытывать сложности с пониманием и выражением своих эмоций.

– Могут прилагать большие усилия ради того, что, казалось бы, легко дается их сверстникам.

– Могут слышать от других людей, что с ними что-то «не так», и что их чувства, предпочтения или точка зрения не так важны или оправданы.

– Могут иметь опыт множества неудач в образовании или трудоустройстве, из-за которых их работа не соответствует их реальным способностям.

– Могут быть подвержены высокому риску травли, дискриминации или предрассудков.

– Могут испытывать тревожность и сенсорные перегрузки в общественных местах.

– Могут испытывать сложности или сильно уставать от социальных ситуаций.

– Могут испытывать общую тревожность по поводу повседневных событий, особенно если происходят какие-то неожиданные изменения.

– Могут сталкиваться с тем, что другие люди не признают их отличия.

– Могут не получать никакой поддержки с тем, чтобы понять собственные отличия.

– Могут иметь сложности с представлениями о себе и уверенностью в себе.

Кроме того, важно учитывать влияние социального и культурного контекста. Люди в спектре аутизма редко видят, что их ценности и предпочтения отражены в обычной культуре. Описания аутизма как «болезни» создают впечатление, что люди должны быть «исправлены», «вылечены» и не хороши сами по себе.

Тем не менее, люди в спектре аутизма могут быть счастливы так же, как и все остальные. Многие аутичные люди считают себя очень счастливыми, и многие из них отмечают, что они стали счастливее, когда они перестали сравнивать себя с другими людьми, начали поддерживать наиболее подходящие для себя условия и перестали пытаться быть кем-то другим. Очень важно не навязывать аутичным людям «стандартные» представления о том, что «должно» сделать их счастливее.

Например, не нужно считать, что все дети станут счастливее, если будут проводить перемены в большой группе друзей, присоединяясь к их играм. Кроме того, важно помнить о том, что все аутичные люди разные. То, что делает счастливее одного человека, оставит совершенно равнодушным другого.

Парадоксальным образом, когда люди ставят перед собой цель «стать счастливее», то результаты могут оказаться разочаровывающими. Исследования показывают, что чем больше люди беспокоятся о том, чтобы стать счастливыми, тем более несчастными они становятся (Blyth 2013). При работе с детьми и взрослыми в спектре аутизма, которые страдают от негативных мыслей и переживаний, полезнее сосредоточиться на представлениях о себе, уверенности в себе и жизненной стойкости.

Примеры психологических упражнений

1. Личные сильные стороны

Признание и использование своих сильных сторон повышает уровень счастья, оптимизма и уверенности в себе (Boniwell 2008). Люди в спектре аутизма чаще страдают от низкой самооценки по сравнению с нейротипичными сверстниками (Jamison and Schuttler 2015) и могут испытывать неуверенность в том, кто они есть (Simone 2015). Один из способов поддержать человека в спектре аутизма – это помочь ему определить и признать свои положительные качества.

В зависимости от возраста и особенностей людей, вы можете:

– Попросить определить 5-6 своих сильных сторон. Чтобы это было проще сделать, можно предъявить список самых разных возможных сильных сторон и попросить выбрать наиболее подходящие. В каких ситуаций он или она использует их? Что можно сделать, чтобы еще больше развить эти сильные стороны?

Примеры возможных сильных сторон: искренность, смелость, творческий подход, любопытство, умение прощать, энтузиазм, щедрость, благодарность, смелость, чувство юмора, надежда, доброта, верность принципам, критическое мышление, любовь к учебе, скромность, открытость, оптимизм, аккуратность, оригинальность, терпение, настойчивость, ответственность, самодисциплина, духовность, поддержка других, объективность, дружелюбие.

– Можно попросить доверенных друзей или членов семьи помочь в определении сильных сторон.

– Можно попросить «коллекционировать» сильные стороны в течение определенного периода времени. Попросите человека каждый день записывать, что сегодня прошло успешно, и какие сильные стороны удалось сегодня проявить.

– Можно оформить коллаж, фотоальбом или вести фотожурнал для наглядного напоминания о сильных сторонах и документирования того, в каких ситуациях человек их проявлял.

– Можно придумать супергероя, делать комикс или писать о том, как он проявляет различные сильные стороны.

2. Что делает вас счастливыми?

Помогите человеку определить, что именно приносит ему или ей счастье, радость или вдохновение. Для этого можно рассмотреть:

– Хобби и интересы.

– Любимые места.

– Люди, рядом с которыми приятно находиться.

– То, что заставляет его или ее улыбаться и смеяться.

– Случаи, когда человек испытывал прилив сил, восторг или любопытство.

– Мелочи жизни, которые доставляют радость.

– Моменты, когда человек чувствовал, что его или ее любят и ценят.

– Прошлый опыт, который приносил радость.

– Ситуации, когда человек полностью погружался в какое-то занятие или опыт.

Помогите человеку записать или иначе отобразить список того, что приносит ему или ей радость. Как можно добавить больше такого опыта в повседневный распорядок дня человека?

Дети школьного возраста могут провести «опрос о счастье», чтобы понять, что разные вещи делают разных людей счастливыми. Для этого дети могут, с вашей помощью, создать список разных ответов (общение с друзьями, спорт, чтение и так далее) и попросить друзей или членов семьи выбрать три самых подходящих ответа.

3. Жизненная стойкость

Иногда слишком просто сосредоточиться только на плохом, в то время как у каждого дня или события могут быть позитивные аспекты. Следующее упражнение может помочь добиться более сбалансированного взгляда на происходящие события:

– Разделите день, неделю или конкретное событие на маленькие части (например, поездка на работу, собрание в начале, расстановка продуктов на полках, перерыв на обед, работа на складе, поездка домой, ужин, разговор с другом по Интернету, просмотр телевизора).

– Пометьте каждое отдельное событие определенным цветом с помощью маркера или стикера. Пусть один цвет обозначает, что эта часть прошла хорошо, другой цвет, что эта часть прошла нормально, и третий цвет, что эта часть прошла не лучшим образом. Это поможет вам более объективно и сбалансированно оценивать прошедший день или событие.

– Подумайте над каждым элементом, который прошел не лучшим образом. Почему так получилось? Вы чему-то научились благодаря этому опыту? Вы сможете что-то сделать иначе в будущем? Также подумайте о каждом элементе, который вы оценили позитивно. Почему этот опыт был хорошим? Что поможет вам получить много такого опыта в будущем?

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».