16.11.20

Вопрос-ответ. Йога для детей с аутизмом и их учителей

Создательница проекта занятий йогой для детей с особенностями развития о применении йоги и осознанных медитаций для аутичных детей и их педагогов на базе школ

Источник: Network Autism

 

 

Организация «Особая йога» (Великобритания) предлагает программы занятий йогой для детей и взрослых с особыми потребностями. Мы проводим индивидуальные, семейные и школьные уроки йоги. Мы также проводим обучающие программы, чтобы поделиться нашим опытом с педагогами, родителями, членами семей и медицинскими специалистами.

Наша методология в «Особой йоге» основана на классических упражнениях йоги, включающих:

– движения;

– дыхание;

– глубокую релаксацию.

Мы комбинируем эти упражнения с:

– звуками;

– ритмом;

– массажем;

– техниками сенсорной интеграции.

Техники сенсорной интеграции в данном случае используются для работы над осознанием собственного тела и равновесием. Они помогают лучше прочувствовать границы собственного тела и того, как оно взаимодействует с окружающей средой.

И во время индивидуальных, и во время групповых занятий, мы стараемся создать для ребенка индивидуальные упражнения, которые помогают раскрыть его потенциал. Мы выявляем сильные стороны каждого ребенка, и стараемся опираться на уже существующие навыки.

На самом деле суть упражнений йоги довольно проста – это сосредоточенность внимания на настоящем моменте, которая приводит к внутреннему спокойствию. Наша цель помочь ребенку взять под контроль свои автоматические реакции стресса. Упражнения йоги замещают их, становясь повседневными навыками для эмоциональной саморегуляции, которые способствуют более счастливой и продуктивной жизни.

Зачем йога в школе?

Школьный класс может быть крайне стрессовой окружающей средой для аутичных детей. Этому способствуют сенсорные трудности и повышенные требования сложного социального взаимодействия. Многие аутичные дети также испытывают высокий уровень тревожности, который проявляется, в том числе, в поверхностном и частом дыхании. Частые поверхностные вдохи и выдохи через рот стимулируют симпатическую нервную систему, поддерживая состояние стресса в организме. В результате «высокий стресс» может стать постоянной физиологической нормой.

Когда нервная система находится в состоянии «бежать или сражаться», дыхание ускоряется и становится поверхностным. Если мы начинаем медленно и глубоко дышать, мы меняем физиологические реакции в организме. Осознанное глубокое дыхание, особенно продолжительные и полные выдохи, могут вызвать реакцию расслабления и позволяют нам лучше контролировать реакции нервной системы на нашу окружающую среду. Мы развиваем у себя способность менять свое эмоциональное состояние.

Работа с дыханием, таким образом, может эффективно «разбудить» или «успокоить» ребенка. Например, мы можем:

– научить ребенка держать руку на животе и «чувствовать» свое дыхание, то есть, как живот поднимается и опускается на вдохе и выдохе;

– делать упражнения на растяжку, которые способствуют раскрытию дыхания и реакции расслабления, например, это могут быть ритмичные и медленные движения руками вверх и вниз.

Техники осознанности и йога

Осознанность означает, что мы осознаем и наблюдаем за тем, что происходит внутри нас и вокруг нас, от момента к моменту.

В 2016 году команда «Особой йоги» была привлечена к программе по улучшению общего психического здоровья в 80 школах лондонского боро Хаверинг.

Мы разработали три программы по техникам осознанности. Каждая из них была продолжительностью 6 часов и состояла из 3 занятий:

– техники осознанности для сотрудников школ;

– объяснение техник осознанности ученикам;

– дополнительные инструменты по интеграции практики осознанности в учебный план для педагогов и учеников.

Результаты проекта указывают на то, что эта программа оказала позитивное влияние на эмоциональное благополучие и психологическую устойчивость как педагогов, так и учеников. Программа помогла школьным учителям освоить полезные стратегии, чтобы управлять собственным уровнем стресса.

Учителя, участвовавшие в программе, смогли успешно включить упражнения на осознанность в план своих занятий с аутичными учениками. Результаты предполагают, что эмоциональное благополучие и психологическая устойчивость учеников повысились в результате регулярного применения техник осознанности в их школьном классе.

Преимущества йоги в школьном классе

Я уверена, что учителям и всем сотрудникам школ жизненно необходимо научиться техникам для релаксации. В первую очередь, это важно для них самих, чтобы им было проще сохранять спокойствие и поддерживать дружелюбное и уравновешенное пространство для детей.

Наш опыт ежедневной программы в классах также показал, что когда педагоги и дети занимаются йогой вместе каждое утро (иногда после обеда), то дети становятся организованнее, у них реже случаются эмоциональные вспышки, и им в целом проще регулировать свое состояние.

Наш опыт говорит о том, что двигательные упражнения на основе йоги способствуют развитию равновесия и лучшей регуляции вестибулярной и проприоцептивной систем, которые помогают детям лучше осознавать положение своего тела в пространстве и повышают ощущение комфорта.

Мы наблюдали множество аутичных детей, которые стали гораздо спокойнее и счастливее благодаря регулярным занятиям йогой. Родители сообщают о следующих позитивных изменениях у их детей:

– увеличении качества и продолжительности сна;

– лучшее осознание тела (в отношении приема пищи, использования туалета и так далее);

– улучшение точности и контроля над своими движениями;

– повышение мышечной силы, тонуса и двигательного равновесия;

– лучшая эмоциональная устойчивость;

– повышение концентрации внимания;

– способность переходить от одного занятия к другому без стресса.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».