Вопрос-ответ. Йога для детей с аутизмом и их учителей
Создательница проекта занятий йогой для детей с особенностями развития о применении йоги и осознанных медитаций для аутичных детей и их педагогов на базе школ
Организация «Особая йога» (Великобритания) предлагает программы занятий йогой для детей и взрослых с особыми потребностями. Мы проводим индивидуальные, семейные и школьные уроки йоги. Мы также проводим обучающие программы, чтобы поделиться нашим опытом с педагогами, родителями, членами семей и медицинскими специалистами.
Наша методология в «Особой йоге» основана на классических упражнениях йоги, включающих:
– движения;
– дыхание;
– глубокую релаксацию.
Мы комбинируем эти упражнения с:
– звуками;
– ритмом;
– массажем;
– техниками сенсорной интеграции.
Техники сенсорной интеграции в данном случае используются для работы над осознанием собственного тела и равновесием. Они помогают лучше прочувствовать границы собственного тела и того, как оно взаимодействует с окружающей средой.
И во время индивидуальных, и во время групповых занятий, мы стараемся создать для ребенка индивидуальные упражнения, которые помогают раскрыть его потенциал. Мы выявляем сильные стороны каждого ребенка, и стараемся опираться на уже существующие навыки.
На самом деле суть упражнений йоги довольно проста – это сосредоточенность внимания на настоящем моменте, которая приводит к внутреннему спокойствию. Наша цель помочь ребенку взять под контроль свои автоматические реакции стресса. Упражнения йоги замещают их, становясь повседневными навыками для эмоциональной саморегуляции, которые способствуют более счастливой и продуктивной жизни.
Зачем йога в школе?
Школьный класс может быть крайне стрессовой окружающей средой для аутичных детей. Этому способствуют сенсорные трудности и повышенные требования сложного социального взаимодействия. Многие аутичные дети также испытывают высокий уровень тревожности, который проявляется, в том числе, в поверхностном и частом дыхании. Частые поверхностные вдохи и выдохи через рот стимулируют симпатическую нервную систему, поддерживая состояние стресса в организме. В результате «высокий стресс» может стать постоянной физиологической нормой.
Когда нервная система находится в состоянии «бежать или сражаться», дыхание ускоряется и становится поверхностным. Если мы начинаем медленно и глубоко дышать, мы меняем физиологические реакции в организме. Осознанное глубокое дыхание, особенно продолжительные и полные выдохи, могут вызвать реакцию расслабления и позволяют нам лучше контролировать реакции нервной системы на нашу окружающую среду. Мы развиваем у себя способность менять свое эмоциональное состояние.
Работа с дыханием, таким образом, может эффективно «разбудить» или «успокоить» ребенка. Например, мы можем:
– научить ребенка держать руку на животе и «чувствовать» свое дыхание, то есть, как живот поднимается и опускается на вдохе и выдохе;
– делать упражнения на растяжку, которые способствуют раскрытию дыхания и реакции расслабления, например, это могут быть ритмичные и медленные движения руками вверх и вниз.
Техники осознанности и йога
Осознанность означает, что мы осознаем и наблюдаем за тем, что происходит внутри нас и вокруг нас, от момента к моменту.
В 2016 году команда «Особой йоги» была привлечена к программе по улучшению общего психического здоровья в 80 школах лондонского боро Хаверинг.
Мы разработали три программы по техникам осознанности. Каждая из них была продолжительностью 6 часов и состояла из 3 занятий:
– техники осознанности для сотрудников школ;
– объяснение техник осознанности ученикам;
– дополнительные инструменты по интеграции практики осознанности в учебный план для педагогов и учеников.
Результаты проекта указывают на то, что эта программа оказала позитивное влияние на эмоциональное благополучие и психологическую устойчивость как педагогов, так и учеников. Программа помогла школьным учителям освоить полезные стратегии, чтобы управлять собственным уровнем стресса.
Учителя, участвовавшие в программе, смогли успешно включить упражнения на осознанность в план своих занятий с аутичными учениками. Результаты предполагают, что эмоциональное благополучие и психологическая устойчивость учеников повысились в результате регулярного применения техник осознанности в их школьном классе.
Преимущества йоги в школьном классе
Я уверена, что учителям и всем сотрудникам школ жизненно необходимо научиться техникам для релаксации. В первую очередь, это важно для них самих, чтобы им было проще сохранять спокойствие и поддерживать дружелюбное и уравновешенное пространство для детей.
Наш опыт ежедневной программы в классах также показал, что когда педагоги и дети занимаются йогой вместе каждое утро (иногда после обеда), то дети становятся организованнее, у них реже случаются эмоциональные вспышки, и им в целом проще регулировать свое состояние.
Наш опыт говорит о том, что двигательные упражнения на основе йоги способствуют развитию равновесия и лучшей регуляции вестибулярной и проприоцептивной систем, которые помогают детям лучше осознавать положение своего тела в пространстве и повышают ощущение комфорта.
Мы наблюдали множество аутичных детей, которые стали гораздо спокойнее и счастливее благодаря регулярным занятиям йогой. Родители сообщают о следующих позитивных изменениях у их детей:
– увеличении качества и продолжительности сна;
– лучшее осознание тела (в отношении приема пищи, использования туалета и так далее);
– улучшение точности и контроля над своими движениями;
– повышение мышечной силы, тонуса и двигательного равновесия;
– лучшая эмоциональная устойчивость;
– повышение концентрации внимания;
– способность переходить от одного занятия к другому без стресса.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».