16.04.19

Личный опыт. Иностранный язык в образовании детей с аутизмом

Логопед и педагог с синдромом Аспергера о роли иностранного языка в образовательном плане детей с РАС

Автор: Виктория Ханиберн / Victoria Honeybourne
Источник: Network Autism

 

 

Guten Tag! Bonjour! Hello! Иностранные языки могут играть важную роль в образовании и развитии коммуникативных навыков детей с аутизмом, однако часто можно услышать:

«Иностранный язык нужен только самым умным детям».

«Мой ребенок и на родном языке говорит с ошибками, какой ему смысл учить другой язык?»

«Она не сможет сдать госэкзамен по французскому, так что нет смысла пытаться».

«Есть гораздо более важные предметы для этого ребенка».

И это лишь несколько реальных негативных комментариев, которые я слышала про детей в спектре аутизма или другими образовательными потребностями. Все они сводились к тому, что этим детям не нужно изучение иностранного языка.

До того как я перешла в специальное образование, у меня был диплом и опыт работы учительницей иностранного языка. И я по собственному опыту знаю, что эти две области имеют гораздо больше общего, чем принято думать.

У меня самой диагностирован синдром Аспергера, и изучение иностранных языков оказало мне, в свое время, огромную помощь. Только благодаря изучению иностранных языков в подростковом возрасте я смогла:

– Понять, как устроена коммуникация.

– Развить навыки разговора.

– Понять многие социальные и культурные нормы.

Меня увлекла логика и точность немецкой грамматики, и я научилась тому, как использовать свой словарный запас, чтобы лучше донести свою мысль. Мой опыт жизни заграницей помог мне почувствовать себя более «нормальной» – ведь от иностранки в чужой стране никто не ждет, что она будет понимать все социальные нюансы. В такой ситуации определенная эксцентричность и недоразумения считаются само собой разумеющимися.

Так что в своей профессиональной карьере я была очень расстроена, когда поняла, что для многих детей с особыми потребностями, которые могли бы получить пользу от иностранного языка, этот предмет считается второстепенным или вовсе исключается из образовательного плана. Очень часто можно услышать заявления о том, что для детей с аутизмом он по умолчанию слишком сложен, бесполезен и не имеет значения. Кроме того, многие взрослые, включая родителей и педагогов, имеют предвзятое негативное отношение к урокам иностранного языка, что часто связано с их собственным неудачным опытом скучных уроков, которые оказались бесполезны в их взрослой жизни.

Преимущества изучения иностранного языка

Иностранный язык может иметь целый ряд преимуществ для учеников в спектре аутизма, особенно в средних классах школы, когда возможность включить коммуникативные и бытовые навыки в образовательный план ограничены.

Молодые люди с аутизмом и синдромом Аспергера в общеобразовательных школах продолжают испытывать большие сложности с социальной коммуникацией, но у них может не быть доступа к группам по развитию социальных навыков, либо такие группы для них слишком «детские» или неэффективные.

Однако на уроке иностранного языка совершенно нормально проигрывать по ролям разные социальные ситуации, например, в магазине или у врача. Это веселый и подходящий возрасту способ работать над социальными и коммуникативными навыками в условиях другой культуры и языка, и это также возможность обсудить особенности этих навыков на родном языке.

Несколько недавних исследований показали, что билингвальные дети, которые с раннего детства учатся говорить сразу на двух языках отличаются лучшими навыками самоорганизации, более развитой моделью психического и лучшими социальными навыками, чем их монолингвальные сверстники (Kinzler, 2016). (Также смотрите: «Билингвизм (двуязычие) может быть плюсом для ребенка с аутизмом»).

Кроме того, уроки иностранного языка могут предоставить ребенку следующие возможности:

– Целенаправленно изучать разговорные навыки с помощью ролевых игр, драматизаций и наблюдения.

– Улучшить такие языковые навыки как регуляция громкости, скорости и интонации устной речи.

– Улучшить понимание таких аспектов языка как структура предложения и расширить существующий словарный запас.

– Обсуждать культурные различия и разные социальные ожидания.

Очень часто проблемы, связанные с изучением иностранного языка в коррекционном образовании, не имеют отношения к иностранному языку как к таковому. Проблемы возникают из-за неподходящего метода преподавания или чрезмерного акцента на подготовку к стандартизированным экзаменам. Однако при другом подходе этот предмет может стать увлекательным, практичным и развивающим предметом для детей в спектре аутизма. Главное, чтобы основной целью была не сдача экзамена, а улучшение коммуникативных навыков и понимания социальных ситуаций.

Так что в следующий раз, когда вы будете планировать образовательный план или занятия для детей в спектре аутизма, не отметайте иностранный язык сразу же как неважный. В изучении иностранного языка заложено много возможностей для развития языковых и коммуникативных навыков, при этом он обеспечит детям более сбалансированное и разностороннее образование.

Система образования должна быть сосредоточена не только на экзаменах, но и на том, что может принести наибольшее удовольствие и личное развитие ученикам. При должном подходе иностранный язык может сделать именно это.

Ссылки:

Kinzler, K., (2016) The superior social skills of bilinguals, New York Times

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».