Вопрос-ответ. Что такое эхолалия, и почему она важна?
Причины и значение одного из самых распространенных симптомов аутизма
Однажды я тусовалась с друзьями, и мы начали обмениваться байками про аутизм. Я рассказала свою историю, закончив фразой: «И вот почему отсроченная эхолалия – лучший мамин друг!» Одна из присутствующих не рассмеялась. Она выглядела растерянной и спросила:
“Что такое эхолалия?”
Эхолалия – это повторение чужих фраз, слов или частей слов. Очень часто эхолалия – это симптом аутизма или другого неврологического расстройства, задержки развития или нарушений зрения.
Практически все маленькие дети в возрасте трех лет проходят стадию, когда они повторяют услышанные слова и фразы «как попугаи». Подобная имитация – это нормальный способ поэкспериментировать с произнесением различных звуков и попрактиковаться в навыках социальной речи, которые только начали появляться у ребенка. Это нормальная, и даже критически важная стадия развития речи.
Почему эхолалия встречается у детей намного старше? Каковы функции эхолалии?
В своей книге «Помогая детям с аутизмом учиться», автор Брина Сигель пишет: «Существуют две базовые формы эхолалии: немедленная эхолалия и отсроченная эхолалия. Появление этих двум форм показывает нам, как ребенок пытается воспринимать язык».
Немедленная эхолалия
Немедленная эхолалия означает, что человек повторяет то, что он только что услышал. Например, родители говорят: «Пора мыться в ванной», ребенок может повторить: «Мыться в ванной». Сигель отмечает, что когда ребенок повторяет чужие слова, он демонстрирует, что правильно вас услышал, что у него есть физическая способность воспроизводить речь, и что он может запомнить достаточно звуков для воспроизводства речи. Следующий шаг – понимание речи, и он может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Причины немедленной эхолалии
Некоторые взрослые люди с аутизмом объясняют, что немедленная эхолалия – это способ коммуникации. По сути это способ сказать: «Я услышал тебя, но я до сих пор пытаюсь осознать то, что услышал». Немедленная эхолалия – это попытка поддержать разговор и дать ответ, соответствующий чужой фразе, еще до понимания сказанного.
Существуют методы, позволяющие улучшить понимание чужой речи на слух. Например, это можно сделать с помощью визуальной и тактильной поддержки – подключение как можно большего числа чувств улучшает понимание.
Например, мои дети очень любят историю о «Любопытном Джордже», которого обрызгал скунс-вонючка, но как бы я им не объясняла это словами, они не понимали, что это был за запах… пока однажды я не остановила машину, не опустила окна и не сказала: «Мальчики, вот так пахнет, когда скунс брызгается». Мои дети были просто в восторге, потому что они наконец-то поняли!
Потенциальный риск истерики
В сообществе аутизма довольно часто встречается сценарий, когда причина истерики – недоразумение из-за немедленной эхолалии. Взрослый спрашивает ребенка: «Хочешь виноград или яблоки?» Ответ почти всегда является последним словом: «Яблоки». Взрослый решает, что ребенок действительно хочет яблоки. Затем ребенок начинает дико кричать, когда ему дают яблоко, потому что ребенок ответил еще до того, как осознал два предложенных варианта, а на самом деле он хотел виноград. Карточки с картинками или PECS – это прекрасный способ предлагать ребенку что-то на выбор или готовить его к переменам, что позволяет предотвратить истерики.
Потребность в разговоре
Сигель приходит к следующему заключению: «Для большинства детей немедленная эхолалия – это стадия развития, которая начинается, когда они начинают понимать функцию слов, но не всегда способны достаточно быстро декодировать значение слова, чтобы дать конкретный и соответствующий ситуации ответ». Очень важно понимать, что немедленная эхолалия – это выражение потребности принять участие в разговоре. Еще важнее то, что немедленная эхолалия выражает желание понимать и изучать язык.
Отсроченная эхолалия
Многим людям нравится запоминать и повторять «интересные фразы» или даже целые параграфы, может быть стихи, речи знаменитостей или забавные сцены из фильмов. Пока заученные фразы повторяются в соответствующем социальном контексте, это считается приемлемым социальным поведением. Отсроченная эхолалия – это повторение чужих фраз через продолжительный период времени, например, могло пройти несколько минут или целый год с того момента, как фраза была услышана. Эти фразы могут повторяться в любое время и в любом месте.
Существует три возможных причины для отсроченной эхолалии.
1. Самостимулирующее поведение
Отсроченная эхолалия иногда является самостимулирующим поведением, чья единственная цель – удовольствие говорящего. Моему старшему сыну всегда нравится повторять предложения, которые он прочитал в книгах. Я поняла, что он видит книгу у себя в голове, и просто развлекает себя «перечитыванием» своих любимых отрывков снова и снова. Строка «Джордж, что это за запах?» явно заимствована из книги про скунса «Любопытный Джордж», что неизменно вызывает гомерический хохот.
Ему также нравится повторять отрывки из любимых видео, как будто он смотрит их у себя в голове. Когда отсроченная эхолалия используется в качестве персонального развлечения, она может мешать реальному общению. Взрослый может использовать такую эхолалию как подсказку, что нужно мягко переключить ребенка на более конструктивное занятие.
2. Коммуникация настроения
Мой опыт родителя говорит о том, что отсроченная эхолалия часто является импрессионистским способом сообщить о своем настроении. Если мой сын произносит фразу: «Сегодня бассейн закрыт», это значит, что он разочарован, и эта фраза является его способом передать чувство разочарования.
Его радость и душевный подъем связаны с фразой: «Наша комната в отеле на семнадцатом этаже», он повторяет ее каждый раз, когда радуется. Если он не совсем понимает содержание разговора, но хочет принять в нем участие, то он произносит предложения, которые ассоциируются у него с общим тоном разговора.
Моя стратегия в таких случаях – признать его эмоции («Я помню, как ты был счастлив в отеле на Ниагаре, я вижу, что сейчас ты тоже счастлив») и перенаправить его на настоящие события.
3. Подведение итогов дня
Отсроченная эхолалия также может быть способом обработать воспоминания, которые не дают покоя. Мой сын раньше приходил из детского сада и повторял фразы и предложения, которые он услышал в течение дня: хорошее, плохое и ужасное.
Ему особенно нравилось повторять слова учительницы, обращенные к детям, которые плохо себя вели, он даже идеально передовал интонации учительницы: «Кевин, в школе мы не ходим босиком», «Джоуи, мы прикасаемся нежно», «Томми, мы не суем руки в унитаз. Это не водопад».
У меня было чувство, что я получаю ежедневную радиосводку новостей детского сада. Мой сын общался со мной, сообщая, что в школе была любящая и поддерживающая его атмосфера, и что ему нравятся его учителя и одноклассники. И вот почему, как я уже говорила ранее, отсроченная эхолалия – это лучший мамин друг.