08.11.19

Исследование. Двигательные проблемы при аутизме сильно недооцениваются

У трети аутичных людей есть двигательные нарушения, но на них редко обращают внимание

Источник: Spectrum News

 

 

По крайней мере у одного из трех детей с аутизмом есть значительные двигательные проблемы. Об этом говорится в результатах исследования, проведенного среди более чем 2 000 детей (1). Несмотря на это, лишь у 1% аутичных детей было диагностировано двигательное нарушение.

Это самое крупное подобное исследование, и его результаты предполагают, что двигательные проблемы у аутичных людей систематически игнорируются.

«В этом нет никакого злого умысла. Просто мы в какой-то степени слишком сосредоточены на основных симптомах аутизма», – говорит один из авторов исследования, Эндрю Уайтхаус, профессор исследований аутизма в Институте Телетон Кидз, Австралия.

Еще в самых первых описаниях аутизма отмечались двигательные нарушения. Считалось, что у 50-80% аутичных людей есть та или иная двигательная проблема – сильная неуклюжесть, необычная походка. Однако данные о распространенности таких особенностей сильно варьировались от исследования к исследованию.

«Мы уже очень давно говорим о двигательных проблемах детей с аутизмом, но никто по-настоящему не проводил подобное исследование на крупной выборке, так что это замечательно», – считает Робин Кошель, директор по исследованиям в Центре аутизма при Детской больнице Техаса в Хьюстоне, США, которая не участвовала в данном исследовании.

Новые данные указывают на то, что двигательные проблемы встречаются среди аутичных детей так же часто, как и интеллектуальные нарушения. И, как и в случае интеллектуальных нарушений, это важный фактор, который должны определять клинические специалисты при описании особенностей аутизма у конкретного человека.

«Это сигнал о том, что пора более серьезно относиться к двигательным проблемам, – говорит Джана Иверсон, профессор психологии в Питтсбургском университете, США, которая не участвовала в данном исследовании. – Проблемы с движениями и моторными навыками очень часто встречаются при аутизме, и они действительно являются неотъемлемой частью профиля».

Уайтхаус и его коллеги проанализировали записи о диагностической оценке 2 084 аутичных детей в возрасте от 6 лет и младше. Записи поступили из Западноавстралийской базы данных по расстройствам аутистического спектра, которая включает информацию о большинстве людей из Западной Австралии, у которых был диагностирован аутизм, начиная с 1999 года.

Исследователи оценивали двигательные навыки детей, используя баллы стандартного опросника для родителей – Вайнлендской шкалы адаптивного поведения. Они обнаружили, что у 35% детей были «низкие» двигательные навыки, что означало, что их уровень был как минимум на две стандартных девиации ниже типичных детей того же возраста. Еще у 44% были «умеренно низкие» двигательные навыки – на одну стандартную девиацию ниже нормы.

При этом только у 24 детей было диагностировано двигательное расстройство, например, детский церебральный паралич или низкий мышечный тонус.

«Нас очень беспокоят эти данные, – говорит Мелисса Ликари, одна из исследователей в команде Уайтхауса. – Двигательные проблемы игнорируются во время стандартной диагностической практики».

Исследователи также обнаружили, что наиболее низкий уровень двигательных навыков был у тех аутичных детей, которые повторяли одни и те же слова или движения. Это позволяет предположить, что повторяющееся поведение при аутизме может быть как-то связано с двигательным развитием.

«Было бы интересно изучить этот вопрос», – считает Кошель.

Примерно у половины детей была диагностирована интеллектуальная инвалидность. Исследователи обнаружили, что наличие интеллектуальных нарушений повышало вероятность двигательных трудностей.

Кошель считает, что двигательные нарушения у аутичных детей могут игнорироваться, потому что родители не говорят о том, что это их беспокоит. Клинические специалисты должны целенаправленно задавать родителям вопросы про двигательные навыки.

Исследователи должны собирать детальные и объективные данные о двигательных навыках аутичных детей, чтобы определить, какие типы нарушений среди них встречаются, и какие из них связаны с наибольшими трудностями, считает Руджута Уилсон, профессор педиатрии и психиатрии в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, которая не участвовала в данном исследовании.

«Мы должны начать думать о том, как оценивать определенные типы двигательных нарушений – проблемы с равновесием, проблемы с походкой, нарушения координации, низкий мышечный тонус, и мы должны проводить стандартизированный скрининг на эти проблемы», – говорит Уилсон.

Уайтхаус планирует дальнейшие исследования по сбору данных о типах двигательных проблем у детей с аутизмом и изучению возможных путей лечения этих проблем.

Ссылки:

Licari M.K. et al. Autism Res. Epub ahead of print (2019)

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».