18.02.20

Вопрос-ответ. Дружелюбная к аутизму среда с точки зрения дизайна помещений

Пять рекомендаций архитектора для создания дружелюбной среды для аутичных детей и взрослых

Источник: Network Autism

 

 

Джоан Лав, преподавательница архитектуры и дизайна в Университете Бекетта, Великобритания, провела исследование среди британских школ для детей в спектре аутизма и разработала следующие рекомендации по дизайну школ и других учреждений для аутичных детей и подростков.

Представьте, что вы постоянно носите слуховой аппарат, настроенный на максимальный прием, и вы никак не можете это изменить. Вы слышите речь человека рядом с вами на той же громкости, что и чириканье птицы за окном, шум кондиционера и машин на улице. Вы никак не можете отфильтровать ненужные слои звуков. При этом остальные ваши чувства могут пересекаться и спутываться, как плохое соединение телефонной линии. В этом случае ваши ощущения будут похожи на те, которые испытывают аутичные люди.

Для каждого ребенка важна оптимизация среды обучения, но особенно это важно для аутичных детей, которые могут испытывать сенсорные трудности, описанные выше. Подходящий подход к архитектуре и дизайну может предложить аутичным детям обучающую среду, в которой им будет проще проявить свой потенциал.

Последние пять лет я проводила исследование того, как лучше объяснить дружелюбную к аутизму среду для будущих дизайнеров и архитекторов. Для этого я проанализировала восемь примеров среди школ и колледжей. В ходе исследования мне удалось выявить несколько ключевых моментов, с помощью которых учебные учреждения могут адаптировать свое пространство, чтобы оно лучше подходило для потребностей аутичных детей и молодых людей, и чтобы их обучение было более эффективным.

Какое здание будет более дружелюбным

В этих рекомендациях учитывается важность заблаговременной подготовки аутичного ребенка к тому или иному занятию, а также тот факт, что ему может понадобиться больше времени на обработку информации. Важно дать детям с аутизмом больше времени на то, чтобы осознать, что произойдет потом, это уменьшает их тревожность, позволяет им быть увереннее и в целом повышает их способность к обучению.

1. Специальные места для «паузы».

Желательно по максимуму использовать альковы или коридоры для перемены в здании. Также можно использовать незанятые кабинеты, уголки, небольшие пространства «под лестницей» или места в школьном дворе. «Место для паузы» – это любое достаточно тихое место с неярким освещением, куда можно удалиться на время, обработать входящую информацию, отрегулировать свое состояние. Я видела много идеальных решений – в некоторых школах снимали дверь с маленькой кладовки и оборудовали ее как комнатку для передышки, в других школах устанавливали палатки, в которых ребенок мог на время уединиться и передохнуть. Это особенно важно при переходе из одного здания в другое, когда разница в окружающей обстановке является значительной. (Также смотрите: «Как организовать уголок сенсорной разгрузки для детей с аутизмом»).

2. Могут помочь разные входы.

Главный вход может быть слишком оживленным и шумным, поэтому огромным подспорьем может стать более тихий, альтернативный боковой вход. Некоторые школы устанавливали два маршрута со школьного двора в классы – длинный для неторопливой прогулки и быстрый для тех, кто торопится. Это предоставляло ученикам выбор и, опять же, давало время на обработку информации.

Также на самом входе может помочь смягчение границы между внутренним и внешним пространством. Например, навес перед входом может создать идеальное дополнительное обучающее пространство, которое может уменьшить тревожность в связи с быстрой сенсорной переменой.

3. Окошки могут успокаивать.

Некоторые аутичные дети испытывают тревожность, и у них может появиться желание вернуться туда, где они только что были, просто ради успокоения. Им также может быть важно посмотреть на помещение, в которое им предстоит зайти, с «безопасного» расстояния. Стратегические окошки в стенах и дверях могут помочь детям заглядывать в помещения и уменьшить свою тревожность – они в любой момент могут заглянуть внутрь и убедиться, что все в порядке. А это экономит их время, которое можно посвятить учебе.

4. Места для связи с реальной жизнью.

Школы также могут предлагать занятия, которые имитируют повседневные задачи. Это помогает аутичным детям переносить свои знания в другие ситуации и видеть связь между явлениями. Один из таких примеров – тренировочные «магазины» в классе и на школьной игровой площадке, где дети могут учиться, как платить за товары, и обобщать навыки, полученные в другой обстановке.

5. Места для «пробного» опыта

Пространства для «проб» – это еще одна отличная идея. Смысл в том, что детям предлагаются места, где они могут потренироваться перед определенным занятием, или попробовать какую-то часть определенного опыта в безопасной обстановке. Например, они могут поиграть в большой емкости с водой, прежде чем посетить бассейн. Или же они могут «побарабанить» по специально выделенной стенке, прежде чем перейти к игре на настоящем музыкальном инструменте. Это позволяет детям «морально подготовиться» к настоящему занятию и настроиться на участие в нем.

Эти идеи показывают два основных направления в модификации помещения – обогащенный опыт для обучения и знакомства с новыми занятиями и предоставление комфортной среды для саморегуляции. Важно учитывать, что нет двух аутичных людей, которые будут воспринимать окружающую среду абсолютно одинаково. Нет универсальных готовых решений, которые подойдут для любых сенсорных отличий, но небольшие, основанные на индивидуальных особенностях адаптации в среде (например, перечисленные выше) могут действительно изменить ситуацию и повлиять на качество жизни аутичных детей и их семей.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».