12.03.16

Вопрос-ответ. Должны ли «тишина и послушание» быть главными целями для детей с аутизмом?

Поведенческий аналитик о том, что помощь аутичному ребенку никогда не должна сводиться к простому «послушанию»

Автор: Тамеика Мидоус / Tameika Meadows
Источник: I Love ABA

 

 

Очень часто педагоги и родители аутичных детей больше всего на свете мечтают об идеально спокойном, тихом, сверхвнимательном ученике/ребенке, у которого полностью отсутствует проблемное поведение. «Чтобы был спокойным и слушался» — именно так чаще всего звучит запрос, когда я начинаю работать с родителями или учителями.

Когда я обсуждаю проблемное поведение ребенка, то чтобы начать собирать идеи по новым навыкам, я обычно спрашиваю: «Хорошо, а что вы хотите, чтобы ваш ребенок делал ВМЕСТО (проблемное поведение)?» Иногда ответом служит непонимающий взгляд, но чаще всего это робкое: «… Не знаю… Сидел спокойно!»

Как правило, это показатель, что «тихий и послушный» является главной целью независимо от социальных, эмоциональных, адаптивных или коммуникативных дефицитов ребенка.

И вот почему я считаю это проблемой:

— Можно ли считать круглосуточное послушание реалистичной целью для кого угодно, не говоря уже о ребенке?

— Вы знаете стереотип о том, что АВА-терапия превращает детей в бездумных роботов. Но с каких пор ложный стереотип стал основанием для обращения за АВА-терапией?

В самой впечатляющей и запоминающейся работе школьного класса нет ничего тихого и идеально послушного. Когда я думаю о прекрасной работе учителя, мне на ум приходит громкий, но контролируемый хаос в классе. Почему? Потому что дети в этих классах активные, увлеченные учебой и самостоятельные, они не могут усидеть на месте, так им интересно, что будет дальше. И это мои любимые классы, учителя которых вдохновляют меня не следовать строгим нормам.

Я часто работаю с детьми, главная проблема которых в том, что внешне они «включены» в учебный процесс (вполне тихие и послушные), но в реальности они ничему не учатся. Учитель вполне доволен поведением ученика, а тот тем временем стянул тайком обувь и сосредоточился на том, что распускает носок по ниточке. Кажется, что ребенок в группе детского сада участвует в музыкальном занятии вместе со всеми, но на самом деле он тихонько повторяет под нос все диалоги из любимого мультфильма, а может считает божьих коровок на рисунке ковра.

Я всегда это замечаю, и часто мне приходится объяснять педагогам, что именно тогда, когда ребенок совершенно тихий, он на 100% отсутствует.

И я ни в чем не обвиняю учителей или родителей, специалисты по АВА совершают ту же ошибку сплошь и рядом. Но правда в том, что тихий и спокойный ребенок не может быть стандартом для эффективного обучения.

Чему вы учите ребенка, учиться вместе со всеми или «изображать» обучение? Ученик может не просто повторять за вами, а расширять информацию и создавать новые идеи? Полезно то и дело задавать себе эти вопросы и выходить из мертвой зоны «тишины и послушания».

Вот несколько полезных принципов, которых следует придерживаться:

Стремитесь к большему, чем «тишина и послушание». Пусть ваши ожидания будут выше! Стремитесь к энтузиазму и включению в обучение. Когда ученик мотивирован учиться, то это говорит о вашей эффективности. Это как с телевизором — никто не включит, если программа не интересна.

Если не хватает тишины и послушания, ищите неудовлетворенную потребность. Не стоит винить ребенка, если он прыгает по комнате и бросает учебные материалы на пол. Посмотрите на себя с точки зрения ребенка. Ваш тон голоса и мимика могут его заинтересовать? Если нет, то чего ему на вас смотреть? Вы используете сильные и значимые для ребенка поощрения? Если нет, то ради чего ему работать? Вы включили интересы ребенка в задания и материалы для них? Если нет, то зачем их выполнять?

Непослушание — это не всегда проблема. У меня есть много клиентов с тяжелыми нарушениями, и я МЕЧТАЮ, что они начнут жаловаться на то, что им надоели эти задания. Или смогут переключить разговор с учебы на свою новую игрушку. Или специально ответить неправильно и захихикать. Все зависит от того, с какой стороны посмотреть. Очень часто для «непослушного» поведения ребенок использует высокий уровень социальных навыков и эмоционального интеллекта. Не так уж просто научиться быть саркастичным или уговорить учителя на дополнительную перемену. Мы должны поощрять активных и творческих мыслителей, а не требовать, чтобы они «сидели тихо».

В моей практике учительницы начальных классов и АВА-тераписта лучшие моменты случались тогда, когда ученик полностью выполнял все формальные задания, и я решала позволить им самим предложить, что делать. Это самые лучшие моменты обучения, когда ты следуешь за ребенком, улавливаешь его интересы, а затем включаешь в них свои учебные цели.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».