07.10.13

Личный опыт. Детям с аутизмом полезно научиться использовать списки

Взрослый человек с синдромом Аспергера и отец ребенка с этим синдромом о важном методе самоорганизации при аутизме

Автор: Гэвин Боллард / Gavin Bollard
Источник: Special-ism

 

The questionnaire

 

Весь мой мир полон списков. Они есть на моей стене и доске для маркеров на работе, их бумажные варианты висят у меня дома, они разбросаны в синхронизированных компьютерных системах, включая мой мобильный телефон, компьютер, iPad и распечатки. Мои списки повсюду. Списки выполняют множество функций. Они помогают нам планировать наши дела и определять приоритеты в отношении отдельных задач и всего нашего дня. Они помогают нам распределять время, ресурсы, ответственность и зависимости в задачах, а также наглядно демонстрируют нам, чего мы уже добились. На самом базовом уровне многие люди с расстройствами аутистического спектра просто получают огромное удовольствие от списков и категоризации.

Удовольствие от списков

Для нейротипичного разума это, возможно, прозвучит странно, но списки были частью моей жизни с тех пор, как я себя помню. На самом деле списки стали неотъемлемой частью моей повседневности задолго до того, как я научился читать и писать. Уверен, многие родители детей с аутизмом наблюдали, как их ребенок снова и снова выстраивает свои игрушки в ряд, очень часто по одной и той же схеме, но иногда с новыми вариациями.

Наверное, вам не приходило в голову, что подобное поведение является просто составлением списка и категоризацией без слов, но так оно и есть. Я помню, как будучи ребенком, я расставлял машинки по своим предпочтениям и цвету. Я также помню, как раскладывал легковые машины, автобусы и грузовики по трем разным категориям. Именно так. Многие дети с аутизмом — это прирожденные составители списков, и это очень приятное занятие. Для нас составление списков — это форма самостимулирующего поведения, которая помогает удовлетворить одну из наших потребностей.

Даже сейчас я постоянно составляю не связанные с работой списки, просто для удовольствия. Например, вся моя коллекция DVD оформлена в виде крайне детализированного каталога, и я обновляю его с превеликим удовольствием. Моя база данных по дискам включает различные параметры для фильмов, включая их языки и наличие субтитров, хотя я говорю только по-английски. Сейчас в этом списке почти 500 фильмов, которые я еще не смотрел, так что, полагаю, будет справедливым сказать, что в данном случае сам список важнее предметов, которые в него включены.

Ценность применения списков

Я всегда использовал списки для своих коллекций, и я до сих пор помню, как печатал на старой печатной машинке одним пальцем, чтобы составить каталог всех моих книг. Как ни странно, в школе или университете я никогда не думал о составлении списков. Тогда я не понимал, насколько мне это может помочь. На работе я много лет пытался добиться собранности и организованности, за двадцать лет я потерпел полное фиаско и с календарями, и с «органайзерами», пока, наконец, не вернулся к простым спискам дел.

Забавно, но недавно я заметил, что моя жена тоже начала составлять списки — не для себя, а для тех дел, которые она хочет поручить мне. Выходит, что после стольких лет брака, она тоже обнаружила, что список дел — это самый простой способ побудить меня что-то сделать. Я жалею лишь о том, что не начал использовать списки для всех своих задач гораздо раньше, желательно еще в школе.

Это и приводит меня к цели данной статьи. Если вы замечаете, что дети с аутизмом практикуют поведение, похожее на составление списка, то, пожалуйста, обучайте их использовать списки дел и необходимых предметов для школьных уроков, дел по дому и для всей повседневной жизни в целом.

Сделайте простой перечень всех дел, которые надо выполнить, чтобы собраться в школу, а затем научите ребенка вычеркивать те пункты, которые уже сделаны. Даже если ваши дети в данный момент не демонстрируют похожего на списки поведения, но у них есть трудности с организованностью, то списки дел могут быть решением проблемы. Они не только позволят ребенку не отвлекаться от главной задачи, они смогут повысить его самооценку и развить чувство успешности, когда ребенок будет видеть, что выполнил все пункты списка.

Инструменты для составления списков

В наши дни технологии сделали бумагу устаревшей, хотя она остается очень эффективным инструментом для составления списка «на месте». Я обнаружил, что для меня очень эффективны белые доски для маркеров на работе, при этом мне нужно использовать разные цвета маркеров для категоризации различных пунктов моего списка. Кроме того, мне нужна возможность регулярно снимать белую доску и класть ее на стул или стол, чтобы составлять или переделывать список (так что доска, прикрепленная намертво к стене, может быть не самой лучшей идеей).

— На компьютерном фронте существует несколько инструментов, которые оказались незаменимыми для составления списков. Во-первых, это текстовый редактор (например, Notepad). Лично я использую Notepad++, потому что помимо других потрясающих характеристик, он позволяет мне вести несколько отдельных списков в разных окнах одновременно. Плюс, это бесплатная программа.

— На своем iPhone я использую другое бесплатное приложение — PlainText, которое позволяет мне вести несколько списков одновременно, не беспокоясь о форматировании. Оно синхронизировано через dropbox, то есть мои списки автоматически обновляются на любых компьютерных устройствах.

— И, наконец, король продукции для списков — Wunderlist. Это потрясающая программа, которая работает на iPhone, android, а также в браузерах. Она тоже бесплатна. Красота Wunderlist в том, что она позволяет вам легко вычеркивать пункты, которые вы завершили. В ней также есть звуковые сигналы.

Конечно, я не считаю принципиальным, что именно вы используете для составления списка, коль скоро вы просто составляете список без обязательной привязки к датам и категориям. Хорошо все, что работает. В конце концов, сам список намного важнее, чем инструмент для его составления.