Вопрос-ответ. Десять навыков, которым важно научить для самостоятельной жизни
Поведенческий аналитик о тех навыках, которым важно целенаправленно обучать подростков с аутизмом, но о которых часто забывают
Источник: Different Roads to Learning
Конечная цель каждого молодого взрослого – начать жить самостоятельной жизнью, не завися от родителей. Людям с аутизмом может быть намного сложнее достигнуть независимости из-за того, как их инвалидность влияет на разные аспекты функционирования. Тем не менее, и при наличии инвалидности важно стремиться к независимости в той степени, в какой это возможно. Тем более, что, к сожалению, есть очень мало служб и ресурсов для взрослых людей с РАС, так что важно максимально развить у ребенка или подростка те навыки, которые помогут ему стать самостоятельнее.
Исследования показывают, что долгосрочный прогноз для тех детей, у которых сейчас диагностируют аутизм, намного благоприятнее, чем раньше (Billstedt, Gillberg, & Gillberg, 2005). Вероятно, это связано с тем, что сейчас применяются более раннее и более эффективные методы для развития навыков с помощью прикладного анализа поведения. Эти данные должны вдохновить всех нас больше работать над развитием независимости, потому что мы знаем – это возможно, особенно при раннем и научно-обоснованном вмешательстве.
Какие же навыки самые важные для успешной жизни во взрослом возрасте? Вот 10 возможных навыков, над которыми важно работать в первую очередь, с пояснениями о том, почему они важны.
В первую очередь, самое очевидное:
10. Как есть, что есть и как готовить еду.
Очевидно, что нам всем нужно есть, чтобы выжить, и мы должны употреблять относительно здоровую пищу, чтобы избежать медицинских проблем в будущем. Недостаточно научиться делать себе бутерброд с маслом или вареньем, нужно научиться планировать свое питание, покупать необходимые продукты в магазине, определять, когда нужно докупить продукты, регулярно готовить простые блюда и соблюдать разумный и здоровый режим приема пищи.
9. Как стирать одежду.
Социальные нормы требуют носить опрятную и чистую одежду в большинстве ситуаций (если, конечно, вы не посреди интенсивных спортивных тренировок или не прибираетесь в гараже). Умение пользоваться стиральной машиной очень важно, но его недостаточно. Важно также уметь определять, когда нужно постирать одежду, чтобы чистая одежда не закончилось. Кроме того, важно уметь правильно складывать и вешать одежду, чтобы она не мялась и выглядела нормально. Дополнительный бонус: умение гладить.
8. Как обращаться с деньгами.
Самостоятельный человек самостоятельно распоряжается своими финансами. Навыки обращения с деньгами – это не просто умение сосчитать, сложить или вычесть, но понимание того, что такое сдача, как заплатить «без сдачи», когда и сколько денег оставить «на чай», умение составить хотя бы самый простой бюджет. Другие важные навыки включают: использование банкомата, обращение с дебетовой картой, своевременную оплату счетов.
7. Как убираться в доме.
Чистый и аккуратный дом важен с точки зрения социальных требований и сохранения здоровья. Важно уметь пользоваться пылесосом, протирать пыль, мыть посуду, выносить мусор или разбирать антресоль. Не менее важно умение определить, что именно нужно сделать в плане уборки. Другой важный навык, о котором нельзя забывать – правила безопасности в отношении чистящих средств.
6. Как пользоваться транспортом.
Поездки по делам – это важнейший навык для независимой жизни. Важно не только пользоваться общественным транспортом, но обладать такими важными навыками как умение оплатить билет, разобраться в расписании и маршрутах и так далее. В некоторых регионах есть транспортные службы для людей с инвалидностью, но они потребуют знаний о том, как именно обратиться в них.
5. Управление своим расписанием.
Без навыков для управления своим расписанием, мы пропустим большинство важных встреч и не сможем добиваться жизненных целей. Есть множество средств для управления расписанием, которые можно освоить: бумажные календари, списки дел, приложения для календарей и напоминаний, таймеры, будильники, мобильные ассистенты. Также важно знать, когда нужна та или иная система управления расписанием, как создавать или находить такие системы, как пользоваться такой системой в повседневной жизни.
Не такие очевидные, но не менее важные навыки:
4. Как посещать врачей, в том числе, стоматологов.
Можно надеяться, что этими навыками не придется пользоваться часто, но мы все болеем время от времени, и нуждаемся в медицинских специалистах. Кроме того, мы все должны проходить регулярные профилактические осмотры. Эти навыки могут быть особенно сложными, они часто включают разные уровни навыков, например, умение определить, к какому специалисту обратиться, как записаться к врачу, как не забыть и не опоздать к врачу, как терпеть необходимые процедуры, как следовать врачебным рекомендациям и принимать назначенные лекарства.
3. Как дружить.
Дружба меняется со временем и дружба во взрослом возрасте требует иных навыков, чем дружба детей. Дружеские отношения во взрослом возрасте сложны, включают много слоев, вплоть до романтических отношений и интимной близости. Базовые навыки для дружбы включают различные конкретные навыки: как звонить по телефону, как общаться с помощью SMS, как ответить на приглашение. Есть и не такие конкретные, но не менее важные навыки: как терпимо относиться к иным взглядам и мнению, как выражать интерес или заботу о другом человеке, как договориться о совместных планах.
2. Как отдыхать.
Каждому нужен способ занять себя чем-то приятным, когда нет острых требований повседневной жизни, например, после рабочего дня, на выходных или в отпуске. В противном случае, человек может заняться чем-то не слишком приемлемым.
Наличие социально приемлемых и соответствующих возрасту навыков досуга – это способ предотвратить многие неприятности. Часто кажется, что учить навыкам досуга не так уж важно, по сравнению с другими образовательными целями. Но на самом деле, эти навыки необходимы, чтобы жить безопасной, полноценной и счастливой жизнью.
1. Как обратиться за помощью.
Наконец, нам всем нужен такой критически важный навык как способность обратиться за помощью, когда она нам нужна. Этот навык включает способность определить, когда помощь необходима, понять, какая нужна помощь, как ее найти, а затем поиск помощи. Каждый день возникают различные ситуации, в которых можно обратиться за помощью – поиск информации в Интернете, звонок в службу поддержки, обращение к другу за советом или вопрос к продавцу в магазине.
Эта способность является ключевым навыком, который помогает компенсировать дефициты в других областях, необходимых для независимой жизни.
Этот список типов навыков, необходимых для независимости, далеко не исчерпывающий, но необходимо думать обо всех этих пунктах до того, как ребенок станет взрослым. В хорошей образовательной программе каждый из этих пунктов должен быть в приоритете, ведь будущее ребенка зависит от того, насколько независимым он сможет стать!
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».