Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом слушать собеседника?
Рекомендации родителям ребенка, который не умеет и отказывается слушать собеседников во время беседы
Мой сын в спектре аутизма, и он очень раздражается, если не может полностью контролировать беседу. Он кричит «хватит» и обижается. Я пыталась просить его поднимать руку, когда он хочет что-то сказать. Но он злится, когда я прошу его подождать, пока другой человек закончит говорить. А когда я даю ему возможность сказать что-то, он просто что-то выдумывает или говорит что-то бессмысленное. У меня не получается убедить его, что надо учиться слушать других людей. Буду благодарна за совет.
На вопрос отвечают детские психологи Ребекка Халленталь и Меган Норрис из Центра детского развития Национальной детской больницы и Университета штата Огайо.
Спасибо за ваш вопрос. Многим людям с аутизмом сложно овладеть навыками ведения беседы. Это может раздражать и расстраивать как людей в спектре аутизма, так и их партнеров по разговору.
По возможности эту тему стоит обсудить с поведенческим терапевтом, логопедом и/или дефектологом ребенка. В идеале, вы будете работать вместе с ними, чтобы разработать индивидуальный план обучения вашего сына этим навыкам.
Тем временем, вот несколько стратегий, которые вы сами можете попробовать дома. Они следуют подходу из трех шагов, который часто применяется при различных поведенческих трудностях:
1. Оценка проблемы (другими словами, выявление сложностей и сильных сторон человека).
2. Обучение новым навыкам с предоставлением большого объема поддержки.
3. Практика новых навыков в реальной жизни.
Вы можете начать со сбора информации о том, что ваш сын делает во время разговора, и что именно вызывает у него трудности. Например:
— Ему проще, когда разговор сосредоточен на его любимой теме, но он не проявляет интереса к другим предметам?
— У него получается начать разговор, но он не слушает, что ему отвечают?
— Он смотрит на партнера по разговору, когда говорит сам? А когда говорит другой человек?
— Он отвечает по теме, когда другой человек спрашивает его мнение, или иначе пытается вовлечь его в обсуждение?
Если вы составите список сильных сторон и тех навыков, над которыми нужно поработать, это поможет вам поставить четкие цели для вашего сына и предоставлять ему конкретную обратную связь, в которой он нуждается.
Практика в навыках разговора
Например, похоже, вашему сыну нравится говорить с другими людьми. Это, определенно, сильная сторона. В то же самое время, похоже, что ему сложно, если говорит не он сам. Чтобы улучшить его навыки слушания и ответа на слова собеседника, попробуйте попрактиковаться вместе с каким-нибудь третьим человеком, чтобы у вас была возможность подсказывать сыну возможные комментарии и вопросы к тому, что говорит собеседник.
Например:
Друг: «Я смотрел новый фильм про Мстителей».
Вы, обращаясь к сыну: «Что можно спросить у [имя друга] о фильме или о том, что он о нем думает?»
Обязательно хвалите сына за любые его усилия – как за то, что он задал вопрос, так и за то, что он выслушал ответ. В то же время, наберитесь терпения и будьте готовы идти к успеху маленькими шагами.
Например, договоритесь с партнером по беседе, что первое время все его реплики будут очень короткими. Если ваш сын сможет успешно выслушать его ответ, то похвалите его. Затем, вы можете подсказать ему, что в ответ можно поделиться собственными мыслями о этом (если он его видел) или другом похожем фильме.
Помимо похвалы подумайте об отдельной системе наград. Это может быть какое-то маленькое угощение или жетоны (стикеры или другие значки). Когда ребенок соберет определенное количество жетонов, то он тут же сможет «обналичить» их и получить какую-то любимую игрушку или доступ к любимому занятию. Вы лучше знаете, что именно может мотивировать вашего сына. Используйте плашку с жетонами или наклейки в таблице, чтобы мотивировать ребенка и награждать его за каждый маленький успех во время практики беседы.
Применение визуальной поддержки
Многие люди в спектре аутизма лучше всего действуют, когда у них есть зрительные подсказки. Есть несколько способов, позволяющих использовать их для обучения навыкам беседы по очереди.
Одна такая стратегия называется «говорящая палочка». Это предмет, который ваш сын и его партнер по разговору будут передавать друг другу. Общее правило такое – говорить может только тот, кто держит палочку, собеседник без палочки должен молчать. Таким образом, у вашего сына будет зрительный сигнал о том, кто сейчас должен говорить.
Другая стратегия – распечатать или нарисовать знаки «слушай» и «говори». Во время тренировочных разговоров держите тот или иной знак так, чтобы ваш сын мог его видеть. Это будет подсказкой о том, когда его очередь говорить, а когда нужно подождать и послушать другого человека.
Использование заранее заготовленных тем и вопросов для разговора
Еще один способ потренировать разные навыки для разговора (говорить по очереди, отвечать на вопросы, развивать мысли собеседника) – записать несколько тем или вопросов для разговора на отдельных листочках бумаги и положить их в вазу. Это могут быть темы про спорт, школу или семью. Примеры вопросов могут включать: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», «Какой твой любимый фильм?», «Какое твое любимое воспоминание о том, как ты был маленьким?»
Вытаскивайте листочки из вазы по очереди и говорите что-нибудь по теме или отвечайте на выпавший вам вопрос.
Пусть поначалу ваши ответы будут очень короткими. Так у вас будет возможность похвалить и наградить сына за то, что он слушал вас хотя бы недолго. По мере того, как он все лучше слушает вас и ждет своей очереди, постарайтесь делать свои ответы на вопросы все более длинными.
Мы часто делаем это упражнение в сочетании с «говорящей палочкой» или знаками слушай/говори.
Обзор видеозаписей
Другая стратегия, которая оказалась эффективной для некоторых семей – записать на видео разговор ребенка с другим человеком. Посмотрите видео вместе и, стараясь проявлять максимальную поддержку, поговорите о том, что было хорошо, а над чем еще нужно поработать.
Это поможет вам с сыном определить следующие цели для улучшений – например, научиться задавать проясняющие вопросы или правильно завершать беседу.
Многим детям, с которыми мы работаем, очень нравится наблюдать себя на видео.
Схожий подход – посмотреть вместе видео, где двое людей беседуют, например, это может быть отрывок из фильма или телепередачи. После этого поговорите, что эти люди сделали правильно или неправильно. Мы называем это видеомоделированием, и оно особенно эффективно, если ваш сын любит смотреть телевизор. На YouTube можно даже найти готовые видео, посвященные социальным навыкам.
Не забывайте как можно больше хвалить сына за усилия и предоставлять ему много положительного внимания. Подчеркивайте его готовность работать над этими навыками, а не только то, что у него «получилось». Не забываете указывать ему на то, что он сделал хорошо, например, когда он слушал собеседника или подождал своей очереди в беседе (хотя бы несколько секунд) или сделал комментарий по теме разговора.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».