Новости фонда: Фонд поддержал магистерскую программу по психолого-педагогическому сопровождению лиц с РАС
Это первая специализированная магистратура по аутизму в государственном вузе
В МГППУ на факультете «Клиническая и специальная психология» (кафедра «Специального (дефектологического) образования») 11 человек закончило магистерскую программу по теме «Психолого-медицинское сопровождение лиц с РАС». Фонд «Выход» финансировал перевод актуальных научных статей для нее и ряд дополнительных семинаров для магистрантов.
Набор магистров в основном состоял из специалистов, работающих в детских садах, школах, центрах образования, реабилитации и т.д., а также в области психолого-медико-педагогического консультирования. Поэтому результаты их исследований имеют не только научное, но и прикладное значение.
«Это первая в России магистерская программа по подготовке профессионалов, владеющих системными научными знаниями по проблемам психолого-педагогического сопровождения лиц с РАС. Она разработана с учетом мировых тенденций диагностики и помощи. Наши студенты получают актуальные теоретические знания о механизмах возникновения, проявлениях расстройств аутистического спектра; а также – практические навыки проектирования современных реабилитационных программ и технологий сопровождения», – говорит Юлия Костенкова, заведующий кафедрой «Специальное (дефектологическое) образование», декан факультета «Клиническая и специальная психология» в МГППУ. Она добавляет, что аттестация показала высокий уровень подготовки магистров, а так же то, что их работы имеют большую практическую значимость.
Большая часть исследований была посвящена работе с детьми с РАС в сфере педагогики. При этом ряд исследований проводился в парадигме прикладного анализа поведения (ПАП) и содержал конкретные рекомендации по работе с детьми с РАС. Ряд диссертантов занялся темой диагностики и разработки методов раннего скринига, что в перспективе позволит своевременно выявить риск нахождения ребенка в спектре и начать раннее вмешательство.
Немалую роль может сыграть изучение особенностей развития памяти, внимания и зрительно-моторного контроля у детей с РАС, поскольку позволяет по-новому взглянуть на формирование учебных планов и составление коррекционных программ для детей с аутизмом.
«Это чрезвычайно важное событие, – говорит Лилия Колпакова, защитившаяся по теме «Методы предупреждения возникновения нежелательного поведения у детей с РАС». – Впервые на государственной учебной площадке защищались диссертации с опорой на прикладной анализ поведения. Значит, на нашем методологическом поле научная эффективность этого метода уже воспринимается как данность». Кроме того, многие работы, по ее словам, касались глубоких форм аутизма, которые хуже изучены, из-за того что в этой области труднее собирать материал и проводить исследования. «Все выпускники либо уже работают с детьми с РАС, либо приступают к этой деятельности по окончании обучения, так что нашего полку прибыло», – говорит Лилия, которая сама работает куратором ресурсного класса в школе 285.
Кроме того, в рамках другой магистерской программы этой же кафедры сотрудник фонда «Выход» Ксения Новикова защитила диссертацию «Принятие детей c РАС в социальной среде». Ксения ведет в фонде программу «Аутизм. Дружелюбная среда», и ее диссертация написана с учетом этого опыта.
Темы диссертаций по теме «Психолого-медицинское сопровождение лиц с РАС»:
1. Бабак Екатерина Александровна: «Подготовка к школе детей с атипичным аутизмом»
2. Гарслян Ирина Лаврентьевна: «Особенности зрительно-моторного контроля у детей с РАС дошкольного возраста».
3. Дрогунова Анастасия Викторовна: «Особенности зрительного пространственного внимания и их связь с когнитивным развитием у детей с РАС».
4. Зотова Мария Анатольевна: «Использование методов предварительной диагностикии опросников родителей для выявления РАС».
5. Калач Мария Александровна: «Сравнительная характеристика клинико-психологического обследования и нейроиммунологических показателей у детей с РАС и смежными патологиями».
6. Колпакова Лилия Олеговна: «Методы предупреждения нежелательного поведения у детей с РАС».
7. Лелюхина Марина Дмитриевна: «Нарушения коммуникации и их коррекция у детей с РАС».
8. Лобачева Елена Константиновна: «Развитие смысловых значений эмоционально-оценочной лексики у детей с расстройствами аутистического спектра».
9. Поликарпова Наталья Сергеевна: «Нарушения социально-коммуникативного развития и их коррекция у детей с РАС раннего возраста».
10. Скрябина Анастасия Васильевна: «Психокоррекционная помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом».
11. Сытилина Наталья Петровна: «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в образовательной организации VIII вида».