Аутизм и общество. Люди с аутизмом теперь востребованы в армии Израиля
В рамках специальной программы молодые солдаты с аутизмом занимаются анализом снимков подозрительных объектов со спутника
Источник: Autism Speaks
Это напоминает сцену из какого-нибудь фильма — элитное подразделение военной разведки, где под тусклым светом ламп стоят ряды столов, на стене светится зеленым светом экран с фотографиями со спутников, за многочисленными мониторами сидят молодые люди в зеленой армейской форме.
Впервые я оказалась в такой комнате 22 года назад, когда я была офицером связи в израильских военно-воздушных силах. Я помню адреналин, воодушевление и чувство, что ты часть чего-то большего, чем ты сама.
И эта комната очень похожа на ту, за единственным исключением — у сидящих за мониторами солдат расстройство аутистического спектра.
В США, по данным Центра по контролю заболеваемости, аутизм есть у 1 из 68 детей. И если ничего не изменится, то большинство из них станут безработными взрослыми.
У большинства людей с аутизмом есть трудности с коммуникацией и другие проблемы, которые затрудняют для них трудоустройство. Однако также у них могут быть особенности, которые могут быть выгодны на рабочих местах, в том числе это относится к уникальности их мышления и памяти.
Для того, чтобы использовать эти способности, армия Израиля реализует специальную программу, которая рекрутирует молодых людей с аутизмом для анализа спутниковых фотографий. Особенности визуального восприятия и умение распознавать закономерности помогает этим юношам на удивление хорошо справляться с этой работой.
В Израиле практически все восемнадцатилетние идут в армию, но подростки с диагнозом «аутизм» от службы освобождаются. Для израильтян служба в армии тесно связана с социальной интеграцией и профессиональным успехом. Так что родители детей с аутизмом совсем не рады, когда слышат «ваш ребенок не сможет служить в армии».
Новая программа, «Взгляд за пределы», меняет сложившуюся ситуацию. В рамках программы взгляд солдат с аутизмом направлен на фотографии со спутников, где они могут заметить то, что не видят другие. За пределы также смотрят их командиры — за пределы диагноза и предрассудков, чтобы увидеть, на что способны люди с аутизмом.
Я встретилась с создателями этой уникальной программы в Тель-Авиве (вместо имен некоторых я использую только инициалы). Т. — офицер Моссад в отставке, Л. — мама ребенка с аутизмом и Эфрат Селаникио — директор программы. «Мы хотели изменить отношение общества к аутизму, — начинает Т. — Наша программа дает людям с аутизмом возможность использовать свое относительное преимущество. Мы обучаем их в соответствии с их потребностями, развиваем навыки и создаем жизненную модель, чтобы они смогли жить независимо после армии».
«Мы заметили потенциал в особенностях мышления людей с аутизмом, который можно использовать в некоторых видах работ в разведке, где нужны аналитические способности, память, дотошность, концентрация и постоянное внимание к деталям, — говорит Л. — Тем не менее, армия не была готова обучать людей с аутизмом».
Это стало возможным благодаря Академическому колледжу Оно, который возглавляет профессор Дуди Шварц. Колледж предоставляет терапевтов для сопровождения и готовит студентов к службе к армии.
«Мы разработали тренинг, который имитирует армейское учреждение, — улыбается мне всегда позитивный Селаникио. — Мы включили в него все компоненты службы в армии: понимание иерархии, как обращаться к командиру, как найти рабочую станцию. Обычные солдаты учатся такому просто по ходу дела, но нашим студентам нужна дополнительная помощь. Некоторые из них впервые в жизни начали ездить на общественном транспорте, и мы учили их, как это делать».
Дверь позади меня открывается, и входит капитан Б.: «Мы будем готовы через двадцать минут». «Я смогу встретиться с ними?», — я быстро поворачиваюсь к остальным, и они улыбаются моему энтузиазму. «Вы наш первый посетитель, и они очень рады». У меня сердце готово выпрыгнуть из груди. Я вот-вот увижу одиннадцать молодых людей, которые каждый день преодолевают свою инвалидность и участвуют в уникальной программе, которая меняет их жизни.
В классе солдаты рассказывают мне о себе. Д. гордо говорит, что в старшей школе его перевели в общеобразовательный класс, но когда его одноклассники собрались идти в армию, его освободили из-за аутизма. «Я хотел быть как все в моем классе, — говорит он. — так что когда я услышал об этой возможности, я постарался попасть сюда».
Й. рассказывает, что он впервые живет вне дома родителей. «И каково это?» — спрашиваю я. «Отлично!» — улыбается он. Н. рассказывает, что ему приходилось тяжело в детстве. «В школе со мной обращались так, как будто я второго сорта. Это было тяжело, год за годом. Но теперь я оставил это позади, это в прошлом, — говорит он, — и я счастлив, что здесь я могу доказать им, на что я на самом деле способен».
Настала моя очередь: «Я писательница. Моя книга «Аутизм и мама» рассказывает про мой опыт после того как у моего сына, Дэна, диагностировали аутизм в возрасте трех лет. Сейчас ему одиннадцать…» Я не могу закончить предложение, потому что группа тут же меня перебивает.
«А какой Дэн?»
«Он говорит?»
«У него есть друзья?»
«Что ему нравится?»
Я объясняю, что Дэн может говорить, но не поддерживать разговор. «Это ничего, — заверяет меня Н. — Я по большей части молчал лет до 13, мы все через это прошли». Он показывает рукой на остальных в комнате: «Кого угодно из них спросите». Солдаты согласно кивают. «Обещаю, Дэн еще поговорит с вами».
В конце Т. обращается к солдатам: «Когда вы смотрите в зеркало, вам должно нравиться то, что вы видите. Гордитесь тем, кто вы, такие как есть. Эта группа и каждый из вас лично — пример того, чего могут добиться такие люди как вы. Я горжусь вами».
Сейчас я пишу это, а мои израильские друзья позвонили мне и рассказали, что у тех солдат, с которыми я говорила, прошла церемония выпуска, и они все получили знак отличия. «У всех глаза были на мокром месте, — сказали они. — Мы попросили выпускников выбрать песню для церемонии. Они выбрали «Представь себе» Джона Леннона».
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».