12.08.15

Вопрос-ответ. Что если ребенок с аутизмом «забывает» воспользоваться туалетом?

Рекомендации психолога и поведенческого аналитика по улучшению навыков использования туалета и гигиены

Источник: Autism Speaks

 

toilettraing

 

«Моему сыну девять лет, и иногда он до сих пор мочит и пачкает штаны, если увлекается телевизором или видеоиграми. Он знает, как пользоваться туалетом, но мне сложно показать ему, как правильно подтираться. Мне нужен совет, что делать с этой ситуацией с туалетом. В последний раз я так расстроилась, что вышла из себя. Пожалуйста, помогите мне».

Примечание: Приведенная ниже информация не может заменить диагностику или лечение, и ее не стоит воспринимать как альтернативу очной консультации квалифицированного врача и/или поведенческого аналитика.

На вопрос отвечает психолог и поведенческий аналитик Дэниел В. Мрузек из медицинского центра Университета Рочестера, США. Медицинский центр является одним из 14 медицинских учреждений Сети лечения аутизма организации Autism Speaks.

Вы затронули два очень хороших вопроса! Во-первых, как нам помочь ребенку самостоятельно посещать туалет, даже если его внимание сосредоточенно на электронных играх или любимых телепрограммах? Во-вторых, какие стратегии можно использовать для обучения правилам туалетной гигиены, особенно навыку подтирать себя? Давайте рассмотрим каждый из этих вопросов по отдельности.

Оплошности в течение экранного времени

Очень часто дети настолько поглощены занятиями перед экраном, что они оттягивают визит в туалет как можно дольше. Когда контроль над мочевым пузырем или кишечником не очень развит, то это может привести к тем неприятностям, о которых вы пишете!

Возможно, что ваш ребенок настолько увлекается, что он просто не замечает давления полного мочевого пузыря или спазмов в кишечнике.

Однако нередко дети распознают эти сигналы, но все равно откладывают поход в туалет, потому что не хотят прекращать любимое занятие.

Такая проблема существует не только дома. В своей клинической практике я работал с детьми, у которых были такие случаи в классе. Иногда это происходило потому, что они не хотели пропускать веселое времяпрепровождение, например, утренний круг или перемену. В других случаях они просто были сосредоточены на чем-то другом и не распознавали сигналы тела.

Такое бывает не только с детьми с аутизмом. Это также распространенная проблема среди детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и других, которые склонны пропускать или игнорировать ощущения в организме.

Вот несколько стратегий, которые вы можете опробовать, чтобы помочь своему ребенку остановиться и воспользоваться туалетом, даже если он занят очень стимулирующим занятием. Я рекомендую использовать комбинацию нескольких стратегий.

— Сделайте визит в туалет стандартной частью рутины перед началом этих занятий. Например, когда ваш сын просит разрешения поиграть в видеоигру или посмотреть телепередачу, подсказывайте ему, что сначала ему нужно сходить в туалет.

— Во время самого занятия расположите визуальную подсказку в зоне видимости сына, например, карточку «туалет» с изображением унитаза. Конечно, игнорировать такие подсказки проще простого. Так что я рекомендую установить таймер и расположить его рядом или за визуальной подсказкой, чтобы привлечь к ней внимание ребенка через определенное время. Хороший интервал для таймера — полчаса или около того. Вы лучше знаете своего ребенка.

— Покажите ребенку, как поставить передачу или игру на паузу и/или предложите остановить их для него. Заверьте его, что после посещения туалета он без труда сможет возобновить любимое занятие.

— Разработайте четкое «домашнее правило» в отношении перерывов на туалет в период экранного времени и придерживайтесь его. Например: «Чтобы не испачкать штаны, мы ставим на паузу игры и передачи, когда нам нужно сходить в туалет». Я предлагаю записать и распечатать это правило, а затем разместить его рядом с телевизором или монитором видеоигры. Не забудьте убрать правило, если кто-то придет к вам домой, чтобы не поставить сына в неловкое положение.

— Я рекомендую ввести систему наград, чтобы поощрять вашего сына следовать этому правилу. Это может быть простая похвала за то, что он сделал перерыв, чтобы сходить в туалет. После занятия перед экраном во время которого он ходил в туалет, вы можете дополнительно наградить его, например, разрешить самому выбрать десерт для семейного ужина. Обязательно укажите, за что вы предоставляете ему особую привилегию и превратите это в праздник! Другой вариант — это плашка наград, на которую вы крепите жетоны или наклейки, собрав которые ребенок может получить большую награду. Например, если он соберет 10 жетонов, то он получит новую видеоигру.

— Пока ваш сын осваивает новую рутину, я предлагаю вам попробовать распознать признаки того, что ребенку нужно в туалет, чтобы вы могли вовремя подсказать ему. Типичный пример — увеличение физической активности (раскачивание взад-веред, сжимание ног вместе, увеличение вокализаций и так далее). Когда вы замечаете подобные признаки, говорите ему, что нужно сходить в туалет, прежде чем он сможет продолжит просмотр передачи или видеоигру. Опять же, заверьте его, что игра или передача будут ждать его по возвращении.

— Если, несмотря на все усилия, ваш сын все равно испачкается во время экранного времени, выключите телевизор или игру и скажите ему переодеться и помыться. Я понимаю, что в такой ситуации вы можете очень расстроиться, но крайне важно сохранять спокойствие и говорить с ребенком нейтральным и обычным тоном. Таким же спокойным тоном сообщите, что какое-то время это занятие будет недоступным. Может быть, в течение нескольких часов или вроде того. Как родители, мы должны все время напоминать себе, что не нужно ни ругать детей, ни отчитывать их, так как это все равно не поможет и только усугубит ситуацию.

Улучшение навыков гигиены

Я рад, что вы задали дополнительный вопрос о том, как научить ребенка правильно подтираться после опорожнения кишечника. Это распространенная проблема, которую может быть очень трудно преодолеть ребенку с аутизмом.

Я предлагаю вам рассматривать неправильное подтирание как «дефицит навыка» у вашего сына. Вам нужно обучать сына и работать над этим навыком так же, как и над любым другим. Как и в случае с мытьем рук или застегиванием штанов, мы не можем сказать, что ваш сын умеет самостоятельно пользоваться туалетом, пока он не научится правильно подтираться.

Вот пошаговый подход к обучению навыку подтирания:

— Если пока ваш сын совсем этого не делает (вы делаете это за него), подумайте о том, чтобы ввести (или возобновить) «анализ задачи» в форме расписания из картинок в туалете.

— Включите вытирание туалетной бумагой в качестве одного из шагов в расписании. Когда доберетесь до этого шага, то помогите ему подтереться с помощью ненавязчивых подсказок «рука на руке». Похвалите его за сотрудничество в обучении, а также хвалите за все более независимые попытки.

— Подобный тип обучения называется «формирование» поведения. Он означает, что вы очень постепенно будете уменьшать степень помощи до тех пор, пока ребенок не начнет делать это самостоятельно. Для обучения такому навыку как подтирание этот подход может быть очень эффективен.

— Обязательно покажите сыну, какое количество туалетной бумаги является достаточным, и когда туалетной бумаги слишком много. Проще всего научить его отсчитывать определенное количество квадратов бумаги.

— В качестве дополнительной стратегии, если необходимо, ваш сын может потренироваться в использовании туалетной бумаги вне туалета, например, стирая ею следы маркера с доски.

Последующее наблюдение

Наблюдайте за тем, как он вытирает попу и подсказывайте ему, если он тратит на это недостаточно времени или применяет недостаточно давления. В случае необходимости подскажите ему снова оторвать туалетную бумагу и продолжить. Как и с любым другим навыком, награждайте его за усилия и успехи (то есть, за чистую попу). Моментальная обратная связь — это необходимый элемент в обучении навыку.

Как только будете уверены, что ребенок может правильно подтереться, поощряйте его регулярно практиковать этот навык, даже если он торопится. Можно дружески напомнить ему об этом, если вы видите, что он пошел в туалет. Также можно напомнить ему о той награде, которую вы используете для поощрения этого навыка. Проверьте результаты и тут же похвалите и предоставьте другую награду, которую вы выбрали.

Если он не вытерся достаточно тщательно, то мягко подскажите ему «довести дело до конца». Опять же, нет никакого смысла наказывать его за то, что он плохо вытерся. Вместо этого награждайте успехи и мягко перенаправляйте, чтобы сформировать нужный навык.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».