Вопрос-ответ. Как правильно подсказывать ребенку с аутизмом при обучении?
Краткая информация о систематических подсказках — эффективном методе обучения при аутизме
В рамках программы поведенческой терапии постоянно будут возникать ситуации, когда нужно подсказать ребенку, чтобы он был успешен. Это краеугольный камень успешного обучения ребенка с аутизмом. Если терапевт совсем не будет давать ребенку подсказок, то ребенок будет ошибаться, а его мотивация заниматься снизится. Подсказки — это просто другое название для помощи ребенку сделать что-то правильно. Даже вне прикладного анализа поведения, в школе, на рабочем месте и дома подсказки то и дело оказываются полезны. Вы когда-нибудь показывали своему ребенку на недостающий кусочек паззла, который он пропустил? Это была подсказка.
Немного о подсказках
— Подсказка всегда помогает ребенку дать правильный ответ.
— Подсказка позволяет гарантировать, что ребенок будет успешен, и это предотвратит его недовольство занятиями, а также увеличит число ситуаций, когда можно дать ему поощрение.
— Подсказка может принимать любую форму, главное, чтобы терапевты или члены семьи осознавали, что они подсказывают.
— Подсказки должны применять все терапевты, педагоги и члены семьи.
— Со временем подсказки обязательно должны уменьшаться и убираться, чтобы ребенок мог отвечать самостоятельно. Некоторым детям понадобятся «подсказки в ситуации» в течение длительного времени. Например, к таким подсказкам можно отнести тренировочные колеса на велосипеде, круг для плавания или устное напоминание помыть руки после туалета.
— Когда ребенок учится новому заданию, сначала всегда используйте самую сильную подсказку, чтобы гарантировать высокую вероятность успеха. Если речь идет о задаче, которая знакома ребенку, и он уже ее освоил, то следует начинать с самой слабой подсказки, и только если она не сработает, переходить к более сильной.
Однако выбор подсказки зависит от того поведения, которому вы хотите обучить ребенка. Например, если вы учите ребенка имитации движений, то, скорее всего, вы скажете «Сделай так» и произведете действие, например, постучите по столу. В этом случае лучше использовать физическую подсказку и направить движения ребенка своими руками, а не использовать моделирование, так как инструкция уже содержит модель нужного поведения.
— Будьте осторожны с неосознанными подсказками — когда вы помогаете ребенку, но сами не понимаете этого. Например, вы можете направить взгляд на нужный ответ, беззвучно произнести нужное слово или наклониться в сторону правильного ответа. Очень часто взрослые подсказывают ребенку таким образом, даже не осознавая подобное поведение.
Когда использовать подсказку во время обучения?
— Во время обучения методом отдельных блоков подсказка должна идти сразу же после различимого стимула, то есть, после инструкции.
— При обучении новому навыку или поведению подсказки должны быть самыми сильными. Вам нужно больше всего подсказывать во время обучения новым навыкам, чтобы гарантировать, что ребенок будет успешен, а значит, он сможет получать поощрение.
— Подсказки должны встраиваться в обучающую ситуацию, если ребенку сложно перейти к независимому поведению. Следите за тем, чтобы у ребенка не развилась зависимость от подсказок — когда ребенок начинает ждать, пока взрослый ему подскажет. Зависимость от подсказок обычно формируется в тех случаях, когда у терапевта не получается уменьшать подсказку. В случае возникновения зависимости можно пока отложить работу над этим видом поведения и работать над другими навыками, либо обратиться за помощью к другому специалисту, чтобы он помог вам эффективно уменьшить подсказки.
Виды подсказок
— Полная физическая подсказка или подсказка «рука на руке». Терапевт делает все действие сам, используя руки ребенка.
— Частичная физическая подсказка. Терапевт частично помогает ребенку правильно ответить. Например, если терапевт учит ребенка махать рукой на прощание, то частичная физическая подсказка может выглядеть как прикосновение к локтю, чтобы подсказать ребенку поднять руку и помахать.
— Моделирование. Терапевт моделирует правильное поведение. Например, если терапевт говорит ребенку «встань», то терапевт может сам встать в качестве подсказки.
— Позиционные подсказки. Часто обучение проводится с плоскими изображениями на столе. Используя позиционную подсказку терапевт может положить нужную карточку или предмет ближе к ребенку.
— Подсказка в материале. Подсказка является частью предмета, карточки или другого материала. Например, если вы учите ребенка различать «мокрое» и «сухое», вы можете положить мокрую тряпочку рядом с сухой.
— Задержка реакции. Эта подсказка полезна для тех детей, которые начинают отвечать слишком быстро, не слушая инструкцию. Терапевт может произнести инструкцию и не давать ребенку ответить в течение определенного количества секунд. Так у ребенка будет время на осмысление инструкции. Это очень специфическая подсказка для специфического поведения, поэтому она используется довольно редко и с осторожностью.
— Вербальная подсказка. Полная вербальная подсказка — это произнесение всей фразы или слова. Например, если вы учите ребенка называть предметы, то терапевт может протянуть предмет или карточку и дать инструкцию: «Что это?», а потом подсказать: «Медведь». Частичная вербальная подсказка — это частичное произнесение слова, например, не «медведь», а «ме».
— Подсказка интонацией. Эта подсказка используется для вербальных ответов. Терапевт может подчеркнуть определенную часть слова или фразы, если ребенок обычно ее не произносит. Или если ребенок слишком акцентирует определенный звук, то терапевт может подсказать, уменьшив его интонирование.
— Жестовая подсказка. Указывание на нужный предмет — самая распространенная подсказка с помощью жеста.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».