13.05.15

Вопрос-ответ. В чем разница между поощрением и «подкупом»?

Поведенческий аналитик о том, почему поощрение детей с аутизмом нельзя считать «взяткой» за хорошее поведение

Источник: Lovaas Institute

 

bribes

 

Некоторые отвергают ABA-терапию, потому что они считают ее не более чем системой подкупа детей, чтобы они делали то, что они и так должны делать. Мы хотим, чтобы ребенок сел за стол заниматься, так что мы зовем его и даем ему печенье. Мы хотим, чтобы ребенок играл с ровесниками в школе, так что мы даем ему один жетон за каждый случай, когда он просит другого ребенка поиграть с ним, а когда он соберет 10 жетонов, то он сможет сходить в МакДональдс и поесть там картошку фри.

Конечно, если спросить таких людей, что именно можно считать подкупом, то аргументы заходят в тупик. Почему это подкуп? Потому что дети получают награду в рамках АВА-терапии? Ну что же, другие дети тоже получают награды за то же самое поведение. Когда ребенок просит ровесника поиграть с ним, то его награда — внимание со стороны другого ребенка. Если все ученики сели за парты, когда учительница попросила их об этом, то она может их похвалить. Еще более вероятно, что она сделает детям замечание, если они не сядут на место. Согласны ли те, кто жалуется, что в АВА-терапии «слишком много наград», что их надо заменить наказаниями?

Возможно, это подкуп, потому что в рамках АВА-терапии дети получают внешнюю награду за свои действия. Однако в приведенных выше случаях и внимание ровесника, и похвала учителя относятся к внешним наградам.

Многие возразят, что большинству детей не нужно внимание или похвала, чтобы вести себя хорошо. У них есть внутренняя мотивация, чтобы просить других поиграть с ними. Они пришли к тому, чтобы слушать учителя только благодаря внутренней мотивации. Неужели? Много ли детей продолжат просить ровесников поиграть с ними, если сама игра будет для них скучной? Какой ребенок будет просить ровесника поиграть с ним, если каждый раз другой ребенок будет говорить «да», а потом начнет играть с кем-то совсем другим? И если кто-то думает, что первоклассники садятся за парты благодаря внутренней мотивации, то он явно давно не посещал начальные классы школы.

Дети садятся за парты из-за внешних последствий, которые связаны со следованием правилам или с их нарушением. Или те, кто считает, что в АВА-терапии «слишком много внешних наград», также полагает, что порядок в классе никак не зависит от компетенции учителя — это чистая случайность, в зависимости от того, сколько детей с внутренней мотивацией соблюдать правила оказались в его классе?

Возможно, это считается подкупом, потому что в рамках АВА-терапии дети получают иные награды, либо получают награды гораздо чаще, чем остальные дети за то же самое поведение. Обычно ребенок не получает печенье просто за то, что он сел за стол. И мы не хвалим детей за любое хорошее действие! Что верно, то верно. (Хотя, интересно отметить, как часто в советах родителям и учителям пишут о том, что мы недостаточно хвалим детей за то, что они делают правильно).

Тем не менее, мы знаем, что дети с аутизмом не всегда реагируют на естественные последствия поведения так же, как и другие дети. Или кто-то видит проблему в том, что в рамках АВА-терапии для ребенка с особенностями развития подбираются те последствия, которые будут эффективны для данного ребенка (например, сильное и частое поощрение), вместо естественного поощрения, которое, как мы знаем, на него не действует?

Есть только одно определение подкупа, с которым я полностью согласен. Подкуп — это когда ребенку обещается или выдается награда ПОСЛЕ того, как он начал плохо себя вести. Вы просите ребенка сесть. Вместо этого он падает на пол и начинает плакать. Вы достаете печенье и говорите: «Смотри, если ты сядешь, то я дам тебе печенье». Вот это подкуп. Такого быть не должно. С другой стороны, представим, что ребенок сидит на полу. Вы кладете печенье на стол и говорите: «Садись за стол есть печенье». Ребенок садится за стол и ест печенье. Это не подкуп. Это поощрение.

Хорошая АВА-терапия всегда начинается с частого искусственного поощрения (покружить ребенка, покатать его в корзинке по комнате, громко и эмоционально похвалить). По мере прогресса ребенка поощрение становится не таким частым, а искусственные награды систематически заменяются на более естественное поощрение. Ребенок, который когда-то садился за парту, чтобы получить печенье, теперь получает лишь похвалу время от времени, потому что теперь он просто садится и приступает к работе. Это процесс… и этот процесс работает.

АВА-терапия — это не подкуп. АВА-терапия — это хорошее обучение.

Также смотрите:

Может ли поощрение «не работать»?

Мифы и факты об АВА

Как выбрать подходящее поощрение для ребенка?

Почему поощрение должно предоставляться без задержки?

Как научить ребенка с аутизмом самомотивации

Как использовать поощрения в условиях школьного класса?

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».